Сибирские огни, 1948, № 5

Что же увидел в облике своего буду­ щего боевого соратника Клычков при первом свидании? Как определил он характер личности Чапаева? Об этом мы узнаем из записи, сделанной тотчас после знакомства. «Обыкновенный человек, сухоща­ вый, среднего роста, видимо, не боль­ шой силы», и т. д. Сравните эти строки с записью Фе­ дора после разговора с Гришей, и вы почувствуете дистанцию, которая отде­ ляет Клычкова, находящегося во вла­ сти абстрактных представлений и иллю­ зий, от Клычкова, вплотную подошед­ шего к жизни. Далеко теперь Чапаеву до былинного богатыря, до сказочного героя, и как близок он в то же время к образу истинного реального героя ве­ ликой гражданской войны, со всеми сложными противоречиями его жизни, его сознания. Неверно, однако, делать отсюда вы­ вод, что образ Чапаева лишен романти­ ческого пафоса. Насыщая фигуру свое­ го героя реальным историческим содер­ жанием эпохи, Фурманов выступает против ложной идеализации, против псевдоромантизма, в основе которого лежит реакционное извращение дейст­ вительности, ее архаизация. Героиче­ ская жизнь Чапаева, его вдохновенный облик, взгляд, устремленный в буду­ щее, напоминают высокие романтиче­ ские образы Горького. Ото дня ко дню, от страницы к странице, идет Федор Клычков ко все -более глубокому познанию своего нач­ дива и породившей его народной массы. Этот процесс не остается бесследным и для интеллектуального уровня и нрав­ ственного облика самого комиссара, ко­ торый рядом с Чапаевым в боевых стычках, переходах, в общении с крас­ ноармейцами, в штабной деятельности зреет как военный человек, зреет как политический работник. Идейный рост комиссара и постижение им психологии своего командира позволяют Клычкову в определенной мере воздействовать на Чапаева, хотя степень этого воздейст­ вия и его эффект не следует переоце­ нивать. В жизни процесс перевоспита­ ния происходит гораздо сложнее, чем это представляется в схематическом из­ ложении. Великое достоинство романа «Чапаёв» заключается в том, что ав­ тор показывает трудности идейно-воспи­ тательной работы комиссара, не утаи­ вая от читателя и того, что не всегда эта сложная и напряженная работа увенчивается достойным успехом. Вспомним, что даже в конце романа писатель, рисует Чапаева проявляющим иногда необузданное своеволие (сцена избиения инженера на мосту, история с возведением деревенского коновала в «ветеринарные доктора» и т. п.). Фурманов замечает по этому поводу: «Самобытная фигура. Многого он еще не понимал, многого не переваривал, но уже ко многому разумному и светло­ му тянулся сознательно, не только ин­ стинктивно. Через два — три года в нем кое-что отпало бы окончательно из то­ го, что уже начинало отпадать, и при­ вилось бы многое из того, что его на­ чинало интересовать и заполнять, при­ тягивать к себе неотразимо. Но сужде­ но было иное». Полное завершение процесса комму­ нистического воспитания личности Ча­ паева рисовалось Фурманову лишь в дальнейшем, но рождение нового чело­ века происходило у него на глазах к это составляет основную внутреннюю тему книги. Роман Фурманова тем самым являет­ ся одним из первых произведений сс ветской литературы, которые вслед за повестью А. М. Горького «Мать» осве­ щают этот процесс. Годы работы и творчества Фурманова — деятельности Клычкова и Чапаева, это годы торже­ ства пролетарской революции. Писатель черпает материал из реальных фактов побеждающего нового. Он становится ху­ дожником освобожденного человечества. Становлению положительного героя социалистической эпохи посвящены луч­ шие страницы «Чапаева», исполненные большой реалистической глубины и творческого пафоса. Это становление Чапаева и Клычкова, ибо без этого об­ раза роман был бы лишен той идейной целостности, того правильного партий­ ного взгляда на гражданскую войну, который составляет основное содержа­ ние художественной концепции автора. Но без Клычкова и композиция романа лишена была бы той гармонии, которая сообщает произведению большую эсте­ тическую силу. Именно этот образ помогает автору найти правильное решение жанра рома­ на в форме дневника политического ра­ ботника. Эта весьма гибкая компози­ ционная форма позволяет писателю вместить обширный жизненный мате­ риал и дать ему большевистское идей­ ное освещение. Образы Клычкова и Чапаева, отра­ жая в известной мере различные сторо­ ны гражданской войны, дают в компо­ зиции романа единство той великой борьбы, в которой революционный ра­ бочий класс и его партия, сыном кото­ рой был Клычков, шли плечом к плечу с беднейшим крестьянством, которое рождало таких героев, как Чапаев. Этих разных по происхождению, воспитанию и жизненному опыту людей в револю­ ционной борьбе объединило великое пат­ риотическое чувство, сознание своей исторической роли о'свободителей наро­ да от гнета буржуазии и помещиков, от ига эксплоатации и рабства. VIII Гордость нового человека, борца за социалистическое общество живет в ду­ ше Чапаева и этим определяется все его поведение. Именно это торжественное и радостное чувство сказывается в ток

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2