Сибирские огни, 1948, № 5
Что же увидел в облике своего буду щего боевого соратника Клычков при первом свидании? Как определил он характер личности Чапаева? Об этом мы узнаем из записи, сделанной тотчас после знакомства. «Обыкновенный человек, сухоща вый, среднего роста, видимо, не боль шой силы», и т. д. Сравните эти строки с записью Фе дора после разговора с Гришей, и вы почувствуете дистанцию, которая отде ляет Клычкова, находящегося во вла сти абстрактных представлений и иллю зий, от Клычкова, вплотную подошед шего к жизни. Далеко теперь Чапаеву до былинного богатыря, до сказочного героя, и как близок он в то же время к образу истинного реального героя ве ликой гражданской войны, со всеми сложными противоречиями его жизни, его сознания. Неверно, однако, делать отсюда вы вод, что образ Чапаева лишен романти ческого пафоса. Насыщая фигуру свое го героя реальным историческим содер жанием эпохи, Фурманов выступает против ложной идеализации, против псевдоромантизма, в основе которого лежит реакционное извращение дейст вительности, ее архаизация. Героиче ская жизнь Чапаева, его вдохновенный облик, взгляд, устремленный в буду щее, напоминают высокие романтиче ские образы Горького. Ото дня ко дню, от страницы к странице, идет Федор Клычков ко все -более глубокому познанию своего нач дива и породившей его народной массы. Этот процесс не остается бесследным и для интеллектуального уровня и нрав ственного облика самого комиссара, ко торый рядом с Чапаевым в боевых стычках, переходах, в общении с крас ноармейцами, в штабной деятельности зреет как военный человек, зреет как политический работник. Идейный рост комиссара и постижение им психологии своего командира позволяют Клычкову в определенной мере воздействовать на Чапаева, хотя степень этого воздейст вия и его эффект не следует переоце нивать. В жизни процесс перевоспита ния происходит гораздо сложнее, чем это представляется в схематическом из ложении. Великое достоинство романа «Чапаёв» заключается в том, что ав тор показывает трудности идейно-воспи тательной работы комиссара, не утаи вая от читателя и того, что не всегда эта сложная и напряженная работа увенчивается достойным успехом. Вспомним, что даже в конце романа писатель, рисует Чапаева проявляющим иногда необузданное своеволие (сцена избиения инженера на мосту, история с возведением деревенского коновала в «ветеринарные доктора» и т. п.). Фурманов замечает по этому поводу: «Самобытная фигура. Многого он еще не понимал, многого не переваривал, но уже ко многому разумному и светло му тянулся сознательно, не только ин стинктивно. Через два — три года в нем кое-что отпало бы окончательно из то го, что уже начинало отпадать, и при вилось бы многое из того, что его на чинало интересовать и заполнять, при тягивать к себе неотразимо. Но сужде но было иное». Полное завершение процесса комму нистического воспитания личности Ча паева рисовалось Фурманову лишь в дальнейшем, но рождение нового чело века происходило у него на глазах к это составляет основную внутреннюю тему книги. Роман Фурманова тем самым являет ся одним из первых произведений сс ветской литературы, которые вслед за повестью А. М. Горького «Мать» осве щают этот процесс. Годы работы и творчества Фурманова — деятельности Клычкова и Чапаева, это годы торже ства пролетарской революции. Писатель черпает материал из реальных фактов побеждающего нового. Он становится ху дожником освобожденного человечества. Становлению положительного героя социалистической эпохи посвящены луч шие страницы «Чапаева», исполненные большой реалистической глубины и творческого пафоса. Это становление Чапаева и Клычкова, ибо без этого об раза роман был бы лишен той идейной целостности, того правильного партий ного взгляда на гражданскую войну, который составляет основное содержа ние художественной концепции автора. Но без Клычкова и композиция романа лишена была бы той гармонии, которая сообщает произведению большую эсте тическую силу. Именно этот образ помогает автору найти правильное решение жанра рома на в форме дневника политического ра ботника. Эта весьма гибкая компози ционная форма позволяет писателю вместить обширный жизненный мате риал и дать ему большевистское идей ное освещение. Образы Клычкова и Чапаева, отра жая в известной мере различные сторо ны гражданской войны, дают в компо зиции романа единство той великой борьбы, в которой революционный ра бочий класс и его партия, сыном кото рой был Клычков, шли плечом к плечу с беднейшим крестьянством, которое рождало таких героев, как Чапаев. Этих разных по происхождению, воспитанию и жизненному опыту людей в револю ционной борьбе объединило великое пат риотическое чувство, сознание своей исторической роли о'свободителей наро да от гнета буржуазии и помещиков, от ига эксплоатации и рабства. VIII Гордость нового человека, борца за социалистическое общество живет в ду ше Чапаева и этим определяется все его поведение. Именно это торжественное и радостное чувство сказывается в ток
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2