Сибирские огни, 1948, № 5
ков в начале романа изображен, раз мышляющим о Чапаеве еще не так, как уже в действительности думал о нем Фурманов. Вот почему писатель здесь, как и во многих других эпизодах рома на, выступает не в образе Федора Клычкова, а как автор, по отношению к которому Клычков только объект изображения. Уместно вновь напомнить тут слова Фурманова из дневника писателя о том, как дать Чапая. «Склоняюсь к перво му», — писал Фурманов, разумея под этим реалистическое изображение героя в противовес фантастическому, «во многом кастрированному». Однако, как видно из приведенного выше диалога, Федор Клычков склонялся скорее ко второму. Он вначале воспринимал Ча_ паева именно как обычно, т. е. в плане складывавшейся тогда манеры идеали зировать героя из народа, его стихий ную мощь, его бунтарскую силу. «Иде- адизаторы» использовали уже бытовав шие легенды и дополнительно творили еще свои. При всей любви к героям «легендарная» литература изображала их поистине в кастрированном виде, ибо устраняла из их облика реальные земные черты, то, что Фурманов мета форически называет «грехами» или «требухой». Более существенно, од нако, то, что в стремлении узреть в герое гражданской войны, прежде все го, стихийность и бунтарство сквозило непонимание движущих сил борьбы за советскую власть, недооценка созна тельного организующего начала боль шевистской партийности, которая в сущности и определила успех этой борьбы. Федору Клычкову тоже предстояло расстаться с некоторыми заблуждения ми. Он должен был получше познако миться с Чапаевым, теснее подойти к нему, ближе и глубже узнать его, тогда он смог убедиться, что создававшиеся у него представления о герое неоснова тельны, поверхностны. С другой сторо ны, в характере этого замечательного человека немало черт (отражающих среду и время, породившее его), кото рые требуют серьезного партийного, воспитательного и организационного воздействия. Только при таком реали стическом подходе к герою можно пока зать его индивидуальность во всем бо гатстве ее естественных красок. В этом сказалась замечательная черта отноше ния Фурманова к действительности — его историзм. Великие традиции Горь кого живут в книге о Чапаеве. Писа тель анализирует душевные пережива ния своего героя как отражение слож ных процессов исторической борьбы на рода за свое освобождение. В образе Чапаева, как и в образе Клычкова, художник показывает, что только суровая школа жизни формиру ет высокое духовное содержание чело века. Только преданность родине и на роду, верность идеалам освободитель ной борьбы, идеям большевистской пар тии рождает истинных народных ге роев. Не нужно думать, что в этой школе жизни Клычков был только учителем, а Чапаев только учеником, как это ка жется многим. Нет, Клычков тоже был учеником! Уже при встрече с возницей- чапаевцем Гришей прозвучали для Фе дора первые уроки... В мыслях о Ча паеве, которые Клычков записывает по сле этой беседы, ощущается влияние этих поучений. Но правильную точку зрения Федор обрел значительно позд нее. «Это несомненный народный герой, — рассуждал он с собою, — герой из лагеря вольницы — Емельки Пугачева, Стеньки Разина, Ермака Тимофеевича... По рассказам Гриши можно заключить, что у него, Чапаева, удаль и молодече. ство — главные в характере черты. Он больше именно герой, чем борец, боль ше страстный любитель приключений, чем сознательный революционер». Вскоре мы узнаем, что Федор не прав, когда пишет, что Чапаев «боль ше именно герой, чем борец» (харак терно уже одно это противопоставле ние), что он «страстный любитель при ключений» и т. п. Клычков еще не ощущает в Чапаеве того настоящего человека, о котором говорит Гриша. Для Федора Чапаев пока остается фи гурой сказочной, былинной. Не случай ны ассоциации с Пугачевым, Разиным и Ермаком Тимофеевичем. Эти взгляды комиссара хорошо гар монируют с общим замыслом экспози ции романа, которая дает прелюдию к главной теме, пролог к истории жизни Чапаева. Мы уже воочию видим Клычкова и вместе с ним соприкасаем ся с атмосферой военного быта. Чапае ва же мы знаем только понаслышке. Пока Клычков еще лишен возможности собственным наблюдением установить истину, практикой проверить свои пред ставления. Его аналитический ум не имеет еще достаточного вещественного материала для окончательных суждений о Чапаеве. Поэтому он продолжает жить легендой. Вместе с ним в экспо зиции романа живет этой надеждой и читатель. VII В пятой главе происходит знакомст во Клычкова с Чапаевым. Автор рису ет этот эпизод в нарочито натуральных, мы сказали бы, даже в будничных то нах. Описание как бы подчеркивает естественность ситуации, оно призвано дать тон реалистическому пониманию фигуры народного героя. Образ Чапае ва сразу получает простые человеческие черты. Он вправлен в рамку реальных закономерностей и условий фронтовой жизни. Трудно придумать что-либо бо лее разрушительное для иллюзий Клычкова,” чем известная сцена их встречи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2