Сибирские огни, 1948, № 5
нули, где нет такой близкой, страшной опасности». Несколько далее автор возвращается к этой теме для того, чтобы от описа ния внешней стороны случая перейти к характеристике психологического состо яния героя. Писатель не стесняется и со всей откровенностью рассказывает читателю о том, как страдал Клычков. «Горела на воре шапка, закатала, за мучила Клычкова стыдобушка». Затем: «Позорище-позор! Как ему стыдно бы ло сознавать, что в первом бою не хва тило духу, что так вот по-кошачьи пе ретрусил, не оправдал перед собою сво их же собственных надежд и ожиданий. А где же мужество, смелость, героизм, о которых так много думал, пока был далеко от цепей, от боя, от снарядов и пуль? Совершенно уничтоженный сознань ем своего преступленья, он чуть ры сил в направлении к тому месту, отку да так позорно бежал два часа назад». Если бы в романе фигурировал Дмитрий Фурманов, а не Федор Клыч ков, вряд ли это место зазвучало бы так. Глубина и правдивость в изобра жении реального характера комиссара, его роста и военной закалки в значи тельной мере обусловлены правильным композиционным решением задачи. Ху дожественная форма, отвечающая за мыслу и содержанию романа, помогла с наибольшей полнотой раскрыть его идею. Мы видим его на первой страни це романа отнюдь не готовым и не сформировавшимся, как это утвержда ют критики. Нет, Федор Клычков ра стет, развивается и становится истин ным воином пролетарского авангарда, подобным тем, о которых говорит В. И. Ленин. Черты советского комиссара в обра зе Клычкова воплощены в росте, дви жении, в развитии. Однако в стремлении дать обобщен ный образ болыневика-политработника автор, как нам кажется, нарушил гар монию интеллектуального и эмоцио нального начала в его облике. Типиче ское то, что связывает Клычкова с партией и общественно-политической работой, выступает с большей яркостью и убедительностью, чем индивидуать- ность Клычкова-человека, которая рас творяется в романе, лишая образ худо жественной конкретности, а иногда и убедительности. Федор Клычков живет почти целиком в сфере мышления и почти не показан в сфере чувства. А если эмоциональная сфера и раскры вается писателем, то дана она как бы рядом со сферой мышления. Органиче ского слияния этих двух сторон духов ной деятельности и нравственной жизни автор в изображении Федора Клычкова не достиг. Поэтому он лишен той непо средственности и глубины переживаний, какие характеризуют человека во всем неповторимом своеобразии его лично сти. Вот почему мы говорим, что в об резе Федора Клычкова типическое до минирует над индивидуальным, не об разуя естественного единства. Это при дает фигуре комиссара чрезмерный ин теллектуализм, а иногда даже и рацио нализм. Такое впечатление усугубляет ся многочисленными отрывками из дневников и записей, в которых по при роде этих документов преобладает ана литическая умозрительная сторона. Разумеется, многое в этой структу ре образа комиссара может быть объяс нено желанием автора противопоставить' эмоциональной экспрессивной натуре Чапаева рассудительную, интеллекту альную фигуру комиссара. Однако бу дучи проведенным чересчур последова. тельно, это психологическое противопо ставление характеров ведет к некоторо му обеднению образа Клычкова. VI Другим путем идет автор к раскры тию образа Чапаева. Впервые имя это прсизносится во второй главе романа, в беседе Федора с Гришей, который вое вал вместе с Василием Ивановичем. Клычков с волнением и пристрасти ем расспрашивает бойца о его команди ре. В сознании Клычкова уже ранее в определенной степени сложился образ Чапаева. «Ну и герой... Действительно герой? — щупал Федор». По характеру вопроса следует судить о направлении, в котором развивались мысли Клычко ва. Он хотел видеть в Чапаеве героя с большой буквы, может быть, сверхчело века. Но Гриша сказал о нем только: «настоящий он человек». А на вопрос, действительно ли он герой? — последо вало: «Так кто про это говорит, — значительно мотнул головой Гриша». Вряд ли можно признать слова эти вра зумительно отвечающими мыслям Фе дора. Эпизоды, поведанные Гришей, тоже мало согласуются с этими мысля ми. А в заключение разговора Федор, между прочим, узнает, что Гришу били на войне («Все били, на то и война»). И что уж совсем неожиданно, даже «сам Чапаев единожды саданул».. «Как Чапаев? За что? — встрепе нулся Федор». Можно представить себе искреннее удивление Клычкова, когда он узнает такую подробность поведения ' своего легендарного героя. В этой первой беседе о Чапаеве - - ключ к пониманию характера централ:., ного образа книги и его эволюции. Впервые обнаруживается здесь и такая важная особенность романа, на которую критика не обращала внимания. Дмит рий Фурманов и Федор Клычков не аб солютно тождественные лица. Клычков имеет представление о Чапаеве, но свои представления имеет и Фурманов. Пи сатель, уже обладающий концепцией своего главного героя, в образе Клыч кова показывает, какой сложный путь проходит формирование этой правиль. ной концепции. Естественно, что Клыч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2