Сибирские огни, 1948, № 5
усмотрю, да другой, третий, десятый... сложишь их — и дело получится, исто рия пойдет... — Так ты ведь там, чорт, выдумы ваешь, поди, разную дребедень... какая история? —- сомневался Андреев. — Я же знаю, что к чему, — упор ствовал Федор, испытывая острую не ловкость от этого бесцеремонного напо ристого приставанья. — Что ты знаешь? Ничего «не зна ешь, — осаживал Андреев, — пустяка ми занимаешься». Клычков чувствует, что в рассужде ниях Андреева большой толк и, сопро тивляясь, все же советы его принимает близко к сердцу. Писать нужно дейст вительно все, надо охватить целое, т. е. факты и явления в их взаимосвязи и закономерности. Выдумывать нельзя, утверждает Андреев. Клычков ничего не может возразить ему, ибо это как раз совпадает с творческой программой Фурманова, согласно которой выдумка, противоречащая правде, недопустима. Да, в этом смысле выдумывать, зна чит, писать «дребедень», пустяки. Это значит, создавать фантастические каст рированные фигуры. Как бы вновь об ращаясь в этом диалоге к своим твор ческим принципам, как бы вновь пове ряя их, Фурманов убеждается в их истине. Горячие слова товарища-комиссара усиливали хорошее внутреннее чувство беспокойства и неудовлетворенности пи сателя. Может в записях его и дневни ках действительно много выдумки и пу стяков, нет охвата целого, не раскрыта идея великого народного движения?! Не случайно Фурманов, как раз вслед за этим диалогом, говорит о сво их дневниках следующее: «Писал он в дневник свой обычно то, что никак не попадало на столбцы газет или отражалось там жалчайшим образом. Для чего писал — не знал и сам: так, по естественной какой-то, по органической потребности, не отдавая себе ясного отчета». Автор интересуется внутренним ходом жизни, переяшваниями людей, их пси хологией и бытом, их сокровенными мыслями и чувствами, т. е. такими об стоятельствами, которые часто бывают глубоко скрыты от мимолетного наблю дателя и не всегда попадают в еже дневную газету. Так Фурманов вместо Клычкоза отвечает Андрееву и отвеча ет убедительно. Еще более доказатель но звучат слова о том, что дневник пи шется по «естественной», «органиче ской потребности». В них мы слышим отзвук мысли об органичности тенден ции у советского писателя, которая в данном случае совпадает с органичной потребностью Фурманова писать в днев нике правду. V Когда автор приступил к работе над романом, возник вопрос о том, как по казать комиссара, чтобы реализовать в этом образе свой огромный военно- политический опыт, знания и наблюде ния. Изобразить ли комиссара Дмитрия Фурманова в первом лице и от его име ни вести рассказ или дать его под вы мышленным именем, отделив его, та ким образом, от автора. Как мы уже упоминали ранее, именно такая альтер натива рисовалась писателю. Либо ко миссар-большевик станет предметом объективного изображения и это помо жет раскрыть все особенности его жиз ни, работы и показать черты его харак тера всесторонне и полно, но тогда этот образ нужно отделить от себя. Ли бо вести роман от лица Дмитрия Фур манова, но тогда вряд ли удастся с та кой силой и объективностью нарисо вать реальный образ комиссара. Автор склонился к первому. Характеризуя черты людей, принад лежавших к железной когорте творцов социалистической революции, В. И. Ленин писал: «И, прежде всего, яв ляется вопрос: чем держится дисципли на революционной партии пролетариа та? чем она проверяется? чем подкреп ляется? Во-первых, сознательностью пролетарского авангарда и его предан ностью революции, его выдерж кой, самопожертвованием, героиз мом...» (В. И. Ленин, сочинения, том. XXV, стр. 174). Изображение пути комиссара Клыч- кова в романе посвящено тому, как он, по словам Фурманова, воспитывал в се бе и соратниках эти качества, «выра ботал в себе то, что хотел: смелость, внешнее спокойствие, самообладание, способность схватывать обстановку и: быстро разбираться в ней. Но это при шло не сразу...» О том, как это пришло, автор рас сказывает и в описательном и психоло гическом плане, ничего не скрывая от своэго читателя. Напомним в "качестве примера эпизод первого соприкоснове ния Федора с боем. «Подпустив саженей на триста, ка заки ударили орудийным огнем. За ар тиллерией с окраинных мельниц рез нули пулеметы, Федор сразу растерял ся, но и виду не дал, как внутри что- то вдруг перевернулось, опустилось, охолодело, будто полили жаркие внут ренности мятными студеными каплями. Он некоторое время еще продолжал итти, как шел до сих пор, но вот не много отделился, чуть приотстал, по шел сзади, спрятался за лошадь. Цепь залегала, подымалась, в мгно-. венную мчалась перебежку и вновь за легала, высверлив наскоро в снегу не большие ямки, свесив туда холовы, как неживые. Так, прячась за лошадь, и он перебежал раза два, а там. — вско чил в седло и поскакал. Куда? Он сам того не знал, но прочь от боя скакать не хотел — только отсюда, из этого места уйти, уйти куда-то в другое, где, может быть, не так пронзающе свистят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2