Сибирские огни, 1948, № 5
''ильном отборе материала и его груп пировке, главное в партийной точке зрения на события и их героев. В то же время вопрос о композиции романа, его построении, о способе рас крытия характеров, об описаниях и по вествовательной ткани вообще не мог, конечно, не волновать писателя, ибо он преступал к созданию художественного произведения, а не исторического труда. Фурманова беспокоит, к примеру, такая творческая проблема: сохранить реальные собственные имена героев или дать вымышленные, оставаться в пределах строгой историчности или «дать возможность разыграться фанта зии». (Запись от 22 . VIII. 1 9 2 2 года). Как изображать себя? В первом или третьем лице. Писать от своего имени или от имени другого лица?! (см. запись от 23 ноября 1 9 2 2 г.). Сохраняя максимальную историче скую объективность, точность и досто верность изображения, писатель стре мится в то же время обобщить явления жизни. Реальные участники борьбы, со ратником которых был Фурманов, под его пером должны стать образами, от ражающими определенные обществен ные закономерности. Исключительные и оригинальные черты отдельной живой личности Героя гражданской войны ав тору предстояло воплотить в типиче ском характере этого героя, сохранив при этом всю неповторимость его инди видуального физического и духовного облика. В этом состояла трудность и сложность творческой задачи, взятой на себя Фурмановым. Вот почему он раз мышляет о том, в каком лице изобра жать героев, сохранить ли их имена. Писатель опасается «разгула» той фанта ии, которая уводит от действи тельности, потому что он не хочет от клоняться от суровой правды жизни. В этой связи он скептически относится к вымыслу, ибо желает изобразить в романе жизнь, как она есть. Появив шиеся ко времени работы над «Чапае вым» немногочисленные литературные произведения об Октябрьской револю ции и гражданской войне страдали тем излишеством «фантазии», которая вела к нарушению правды, в лучшем случае герой приукрашивался, в худшем — он совсем извращался, но дто в равной мере было искривлением истины. Вне зависимости от того, какими ' побужде ниями руководился такой писатель (хо тя и это существенно), надо признать, что идеализация героев партизанской стихийности равно как и абстрактные, схематические фигуры сознательных коммунистов представляли собой от ступление от реализма, шедшее вразрез с задачами советского искусства. Про тив фантастичности, с одной стороны, и схематизма, с другой, была направ лена зстетическая концепция Фурмано ва. Именно в ртом заключался резон выступлений писателя, а не в том, что он был противником фантазии и вы мысла вообще, как это некоторым ка жется. В том, что дело обстоит именно так, можно убедиться, вновь перечитав широко известную запись Фурманова о том, как дать Чапаева, сделанную в дневнике 19. VIII. 1 9 2 2 года. «Дать ли Чапая действительно с ме лочами, и с грехами, со всею челове ческой требухой, или, как обычно, дать фигуру фантастическую, т. е. хотя и яркую, но во многом кастрированную? Склоняюсь больше к первому». Требование реализма выдвигает Фур манов на первый план. Интересы прав ды ему, как художнику, дороги. По этому он выступает против кастриро ванного, т. е. неполного, неправдиво го изображения, против фантастично сти, т. е. приукрашивания и идеализа ции. Это стремление к реалистическому изображению героя диктовалось жела нием писателя-большевика показать гражданскую войну с партийных пози ций, т. е. внушить читателю правиль ное понимание движущих сил борьбы, показать самое важное и существенное в этой жестокой схватке старого и но вого мира, руководящую, и организую щую роль партии, которая вдохновила массы рабочих и крестьян на небыва лый народный героизм. IV В уже цитированной нами статье Фурманова об авторе «Железного пото ка» он писал: «Серафимовичу не нуж но быть тенденциозным, ему достаточ но быть самим собой». Этими словами можно смело характеризовать их авто ра. Фурманову достаточно быть самим собой, чтобы правильно изображать действительность, ход и смысл великой гражданской войны. Автору пришлось проделать немалую предварительную работу, чтобы научиться безошибочно видеть правду и художественно раскры вать в ней самое существенное, самое важное. Пусть эта правда иногда быва ла грубоватой, не писать о ней нельзя. Этого требовала совесть коммуниста, долг художника. О том, как это дава лось Фурманову, можно судить по мно гим страницам «Чапаева». С нескрываемым сочувствием харак теризует писатель комиссара Андреева: «Андреев любил эту чистую, незама- занную грубоватую правду». Фурманов тоже стремился к ней. Он приводит любопытный диалог между тем нее Ан дреевым и Клычковым: «И чего ты, Федька, бумагу-то пор тишь? — скажет, бывало, Андреев. — Охота ж тебе каждую ересь писать? Да мало ли кто что сделал, кто сказал — разве все захватишь? А уж писать, так надо все, понял? Частицу писать не имеет смыслу, один даже вред полу чится, потому как в обман людей вве дешь. — Нет, Андреич, ошибаешься, —- разъяснял ему Федор. — Частицу я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2