Сибирские огни, 1948, № 5
рили некогда, самоценную. Фурманов к этому, разумеется, не стремился и стрзмиться не мог. Он был решитель ным противником такого рода «худо жественности», понятие о которой про тиворечило всем его представлениям об искусстве. А. В. Луначарский прихо дит в заключении своей статьи к пра вильному выводу, что более всего важ но бы о для Фурманова содержание его произведения, что «во вторую очередь он ока ывается и художником и произ ведения его художественными». Если -откинуть это неверное (заимствованное у Г. В. Плеханова) разделение на «первую» и «вторую» очередь при эц:нке произведения искусства, то оста нется справедливой мысль, что худо жественность «Чапаева» определяется важностью и значением, которое вклю чено в соответствующую ему форму со держания. Такую же мысль высказал М. Серебрянский: «Не в достоинствах формы, а в достоинствах содержания, глубоко существенного и насквозь по этического, секрет художественности «Мятежа» и «Чапаева» Дм. Фурма нова». II Реальной действительностью, ее про тиворечиями, ее драматизмом насыще ны страницы «Чапаева». Все неповто римые особенности необычайной эпохи, в которую жил и творил писатель, на шли отражение не только в содержа нии его произведения, но и в художест венной форме. В предисловии, которое Фурманов хотел предпослать к уже за конченному роману, он писал: «Очерк состав :ен по материалам моей запис ной книжки и оставшимся на руках до кументам, воспоминаниям, статьям сво им и чужим, беседам с некоторыми из дивизионных товарищей. Признаю, что неточности и ошибки могут встретить ся: по разным пунктам документов не осталось. Хаотичность, а местами и очевидная противоречивость изложения не столько от неумения1связать, сколь ко по соответствию с хаосом самой гражд некой войны. Война не лекция: тут не все гладко». При чтении этого отрывка бросают ся в глаза три обстоятельства. Раньше всего автор сообщает, что книга напи сана на фактическом материале, и это дает ему даже основание назвать ее очерком. Ео-вторых, Фурманов говорит, что придерживался правдивого изложе ния, построенного на документах и вос поминаниях. Здесь возможны неточно сти, но «гладкой», «зализанной» прав ды тут нет. Есть суровая, неприкрашен ная правда жестокой борьбы. Самое же замечательное в этом предисловии—ут верждение важности и необходимости поисков новой эстетической формы «по соответствию» с характером той не- обы нованной жизни, которую изобра жает автор. Рассматривая эту проблему, надо иметь в виду, что когда Дм. Фурманов работал над «Чапаевым», не было еще ни «Разгрома», ни «Железного пото ка», ни «Цемента», ни многих других произведений, которые определили об лик советской литературы непосредст венно после окончания гражданской войны. Автор «Чапаева» был одним из тех, кто пролагал первые пути совет ской художественной прозы, посвящен ной отображению героической борьбы за советскую власть. Он был одним из тех писателей революции — истинных новаторов, которые стремились к соз данию искусства, достойного новой эпо хи в истории человечества. В известных беседах с Кларой Цет кин Владимир Ильич подчеркивал зна чение работы над новой художествен ной формой. На почве широкого народ ного образования и воспитания, как указывал Ленин, «должно вырасти действительно новое, великое коммуни стическое искусство, которое создаст форму соответственно своему содержа нию». (Клара Цеткин. «Воспоминания о Ленине», М., «Партиздат», 1 9 3 3 , стр. 38). Дм. Фурманов понимал историче скую значимость работы над новой ху дожественной формой, наиболее аде кватной характеру и задачам нового содзржания революционного искусства. Об этом в сущности и говорят цитиро ванные выше строки писателя. Нам думается, что «Чапаев» — одна из тех книг, которые не только по содержа нию, но и по форме своей отражают богатейшее своеобразие эпохи. Неви данная в истории человечества борьба народов России за свое освобождение была характерна вдохновенным пафо сом, необычайно острыми коллизиями, неслыханным напряжением физических и духовных сил. В этой борьбе рожда лось социалистическое общество и его дитя и творец — советский человек. Рождалось в этой борьбе и новое искусство, которое искало и ищет со вершенные эстетические формы для изображения нового героя и бурных событий, в которых он действует. «Ча паев» — одна из первых Еех на этом сложном пути. Для такого писателя, как Фурманов, логика жизни и борьбы, освещенная большевистскими идеями, является един ственно возможной логикой искусства. «Художественная правда, — говорил он в статье об А. С. Серафимовиче, — заключается в том, чтобы без утайки рассказывать все необходимое, но рас сказывать правильно, т. е. под опреде ленным, углом зрения». Эти слова мо гут послужить лучшим ответом тем, кто говорит о «фотографичности» творческого метода Фурманова. Нет, автор «Чапаева» не просто живописует жизнь, бесстрастно регистрируя все, что попадается на глаза. К такому вы воду может притти только поверхност ный читатель, обманутый внешней фор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2