Сибирские огни, 1948, № 5
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я Чапаев" Дмитрия Фурманова I «Чапаев» Дмитрия Фурманова при надлежит к числу тех счастливых книг, на долю которых выпала прекрасная литературная судьба. Четверть века насад было создано это произведение о врзмени, как будто теперь отошедшем в историю. Но и сегодня, обращаясь к нему, вы погружаетесь в живую атмо сферу горячих дней девятнадцатого го" да, долго еще видите перед собой ле гендарного начдива 25-ой, его умного и тонкого комиссара, галлерею их му жественных соратников и невольно чув ствуете себя соучастником тех дел. Книга не только сохранила идейно эстетическую силу, .неиссякающее обая ние, тот благородный пафос, который обеспечивает художественному произве дению истинное долголетие, она как бы приумножила свои богатства, и мы, со временники эпохи Великой Отечествен ной войны, находим в «Чапаеве» вол нующие страницы, которые очень мно го говорят уму и сердцу нового чита теля, поясняя ему смысл и значение грозных и триумфальных событий по следних лет. Начиная со времени появления «Ча паева», затем в тридцатые годы и позднее, в нашей печати было опубли ковано немало статей о творчестве Фурманова. Если отбросить выступле ния, враждебные советской литературе, то можно признать, что все критики Фурманова сходились на том, что «Ча паев» выдающееся произведение, ко торое читается и всегда будет читаться с неослабевающим интересом. Но одно- времен мо большинство авторов этих статей согласно было и в том, что в жанровом отношении произведение это «неясное», что с точки зрения старой школьной теории словесности его «классифицировать» трудно. Один из критиков назвал свою статью о Фурманове «Пролетарский ху дожник-мемуарист» , другой объявил, что «Чапаев» и «Мятеж» это дневни ки гражданской войны, третий отнес произведение Фурманова к «хрони кальному жанру». Чаще всего при оп ределении своеобразия произведении писателя критика пользовалась рас плывчатым, но зато всепримиряющим термином — документальная проза, хо тя никто толком не объяснил, в чем специфика такой прозы. Все эти опре деления Сыти рождены на свет самы ми лучшими чувствами к писателю, чтоб оправдать его перед ревнителями традиционной поэтики и узаконить ли тературную форму «Чапаева» и «Мя тежа» . В этом доброжелательном стремле нии некоторые литературоведы заходи ли так далеко, что кажущиеся им осо бенности творчества Фурманова возво дили даже в основные нормы нового искусства. П. С. Коган писал: «В такие времена фотография более действенное искусство, чем трагедии и поэмы». Оче видно в глубине души П. Коган считал Фурманова простым регистратором со бытий гражданской войны и для «оп равдания» его пытался даже создать целую тзорию, не замечая того, что концепция эта не возвышает, а прини жает писателя и ведет, собственно, к отрицанию искусства". Не пора ли, говорили некоторые критики, вообще пересмотреть теорети ческие представления о художественном творчестве, его природе и специфике в годы революционных бурь. Мысли эти естественны и_правомерны, но в каком направлении шли иные теоретики? Тот же П. С. Коган утверждает, что про изведения Фурманова «деловитостью» и «сухостью» напоминают «даже не историю, а только материалы для исто рии». Вряд ли это можно считать до стоинством художественного произведе ния, если это действительно имеет ме сто. Но критик заявляет, что ему, собственно, и не нужно, «не хочется» «художественного оформления». Пусть это будут материалы к истории! В этом и заключается задача художника в ре волюционную эпоху. Нужно ли говорить о том, насколь ко ошибочны такие представления b ро ли искусства в советское время, на сколько несправедлива такая характери стика произведений Фурманова. Не случайно лефовцы, сторонники «лите ратуры факта», как бы в развитие этого тезиса, зачислили автора «Ча паева» по своему ведомству. Но, ко нечно, Дмитрий Фурманов художник- мыслитель не был копиистом или «фактографом». Для такого вывода ос нован- й было меньше всего. Более верно подошел к оценке твор чества ш’сателя А. В. Луначарский в своем предисловии к «Чапаеву» в из дании 1 9 2 5 года. А. В. Луначарский говорит, что «Чапаев» написан «без расчета на чистую художественность». Это справедливо, если понимать под термином «художественность» эстети ческую фор "у, отрешенную от содер жания, самодовлеющую или, как гово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2