Сибирские огни, 1948, № 5
они по-разному решают вопрос о зако нах жизни и развития организмов, о их изменчивости и наследственности. Последователи буржуазных биологов- идеалистов—Вейсмана, Менделя, Морга на, сторонники так называемой хромо сомной теории наследственности счита ют, что в живом организме растений и животных имеется две совершенно раз личные категории вещества: есть осо бое наследственное вещество —• идио плазма или хромосомы, в которых за ключено чудодейственное, бессмертное вещество наследственности, состоящее из крупинок — ген, и питательное ве щество или трофоплазма (сома). На следственное вещество, по мнению мор ганистов, независимо как от самого ор. ганизма, так и от внешней среды. Как бы ни изменялись внешние условия, в которых развивается организм, они не могут повлиять на наследственное ве щество. Морганисты-менделисты утверждают, что наследственное вещество является бессмертным, оно никогда не погибает и никогда вновь не зарождается. Оно передается из поколения в поколение в неизменном виде. Признаки и свойства, приобретаемые растениями и животны ми в течение их жизни в результате воздействия внешней среды, не могут, по мнению сторонников вейсманизма- морганизма-мендеЛйзма, передаваться по наследству. Эта «теория» полностью отрицает всякую возможность воздействия чело века на природу организмов, всякое планомерное ее улучшение, посредством изменений внешних условий, в которых протекает жизнь растений и животных., Эта реакционная «теория» обезоружи вает сельскохозяйственную практику. Логическим следствием, вытекающим из существа так называемой хромосом ной теории, является утверждение мор- ганистов-менделистов о непознаваемости причин изменчивости и наследственно сти организмов. Согласно современному морганизму мутации (изменение наследственности) не имеют исторического прошлого.' От сюда вывод морганистов: раз мутации не имеют исторического прошлого, то у исследователя нет никаких оснований искать причины, вызывающие мутации. Ибо мутации возникают внезапно, не ожиданно и причины их необъяснимы. Такое утверждение о непознаваемости Причин изменчивости является чистей шим идеализмом. Академик Лысенко в своем докладе на сессии говорил: «Провозглашая «не определенность» наследственных изме нений, так называемых «мутаций», морганисты-менделисты мыслят наслед ственные изменения принципиально не предсказуемыми. Это — своеобразная концепция непознаваемости, имя ей — идеализм в биологии. Утверждение о «неопределенности» изменчивости за. крывает дорогу для научного предвиде ния и тем самым разоружает сельскохо зяйственную практику»:. И. В. Мичурин говорил, что следо вать за вейсманистами-морганистами— значит начисто отрицать учение Чарль за Дарвина об эволюции, значит пола гать, что растительность и животный мир земного шара развивались, разви ваются и будут развиваться без всяко го влияния внешних условий жизни на их формообразование. Мичурин писал, что менделизм «противоречит естественной правде в природе, перед которой не устоит ни какое искусственное сплетение оши бочно понятых явлений». Упоминание имен Вейсмана, Менде ля и Моргана и их последователей вы зывало возмущение у Мичурина. Он говорил: «Думая о таких якобы ученых людях, не знаешь, чему более удив ляться: их крайней ли близорукости или полному невежеству и отсутствию всякого смысла в их: мировоззрении». Мичуринское учение показало всю псевдонаучность морганизма-менделиз ма, его реакционность. В противоположность морганистам- менделистам, мичуринцы утверждают, что в организме нет особого наследст венного вещества, что наследственно стью обладает любая частица живого тела, включая даже пластические ве щества и соки, которые переходят из подвоя в привой и из привоя в под вой. Значит, изменяя условия жизни организма, мы можем добиться не толь ко появления в нем новых, нужных человеку, качеств и признаков, но и передачи их по наследству. В резуль тате постепенного накопления количе ственных изменений произойдет в кон це концов и качественный скачок, по явится новый сорт, новый вид расте ния или животного. В противоположность менделизму- морганизму, с его утверждением непо знаваемости причин изменчивости при роды организмов и с его отрицанием возможности направленного изменения природы растений и животных, девиз И. В. Мичурина гласит: «Мы не можем ждать милостей от при. роды, взять их у нее—наша задача». Величайшее значение И. В. Мичу рина для современной биологической науки состоит в том, что он показал, как можно и как нужно ускорять дви жение по пути совершенствования форм культурных растений и домашних жи вотных. «При вмешательстве челове ка, — говорил И. В. Мичурин, — яв ляется возможным вынудить каждую форму животного и растения более быстро изменяться и притом в сторо ну, желательную человеку. Для чело века открывается обширное поле самой полезной для него деятельности». 1 О положении в биологической науке. Стенографический отчет сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук име ни В. И. Ленина. Москва, 1948 г., стр 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2