Сибирские огни, 1948, № 4

пронзительно кричит на оленей, отправляясь в обратный путь. В этом рассказе показан характер нового человека из семьи северных народов нашего многонационального Союза. Мы видим, как сочетается в Оське детская непосредственность с высоким чувством патриотического долга, как извечные, веками укоренившиеся качества наивного сына тундры дополняются новыми качествами, воспитанными условиями жизни при социалистическом строе. Дыханием современности овеяны все лучшие рассАзы С. Залыгина. Большое место в жизни его героев занимает война. Хотя действие рассказов протекает в тылу, подчас даже рчень глубоком, тем не менее все герои связывают свои поступки, помыслы и желания с событиями Великой Отечественной войны. И так же, как Оська, в подвигах советских людей на фронте находят они неисчерпаемый источник энергии. Война закалила наш народ, сделала его еще более сильным. Эта мысль хорошо выражена С. Залыгиным в рассказе «Дома»1. Фронтовик Матвей вернулся домой. Приглядываясь к окружающему, он чувствует вокруг что-то новое, но что — не может сразу уловить. Только когда он встречает жену, он понимает, какие изменения произошли за время его отсутствия. Жена всегда представлялась ему слабенькой, непрочно стоящей на земле. Теперь она оказалась другой, крепкой, способной овладеть трудной «мужской» профессией моториста на речном катере. В этом частном случае раскрывается С. Залыгиным общее явление: все наши люди после войны стали сильнее, крепче. Герои большинства рассказов С. Залыгина — живые люди, которых автор не втискивает насильно в рамки надуманного сюжета, а берет их в характерной для них обстановке, словно приоткрывая читателю на минуту занавес над тем или иным из уголков нашей полнокровной жизни. При этом писатель показывает, как в поступках своих советские люди проявляют лучшие ка* чества — храбрость и мужество (рассказы «Рыбаки» и «Плотовщики»), целеустремленность и страстность в работе («Надежды»), мечты о большом счастье, о широких просторах жизни («Разлука», «В лесу», «Без веревочки»). Однако не во всех рассказах С. Залыгина хорошие идеи удачно воплощены в худозкественной форме. И примечательно то, что неудача появляется как раз там, где автор изменяет своему собственному правилу — питать творческое вообразкение фактами из бурного потока жизненного материала, а ныряет вдруг в омут литературщины, вытаскивая из него стародавние приемчики подозрительной ценности. В этих случаях С. Залыгин следует бесславным традициям авторов, идущих при создании художественных произведений: не от жизни, а от схемы. Так рождается надуманный и лишенный внутренней правды и глубины рассказ «В лесу». С точки зрения писателя встреча с волком в лесу является переломным моментом в жизни учительницы Татьяны Николаевны. Ожидающая ребенка женщина и дикий зверь — один на один в безмолвии леса застыли друг перед другом, и в этом бескровном, поединке побеждает женщина — волк отступил. Эпизод полон драматизма. И описан он С. Залыгиным неплохо. Мы- говорим в данном случае не о той неудаче, о какой говорят начинающим авторам, у которых что-то не получается, что-то «не выходит». Залыгин умеет рассказывать и держит читателя в напряжении до последнего слова. Ошибка писателя заключается и не в том, что он взялся описывать один из таких — скажем прямо! — довольно банальных. эпизодов, каким является встреча человека со зверем. Ошибка в том, что писатель пытается придать этому эпизоду несвойственную ему значительность. После столкновения с волком, у героини почему-та- появляется необычайная жажда работы, уверенность в своих силах, в которых, она только что несколько сомневалась. Нетрудно заметить, что это — натянуто. Весь рассказ можно зачеркнуть начисто одним единственным вопросом: ну, а если бы Татьяна Николаевна не; встретила в лесу волка, произошло бы,- в таком случце изменение в ее настроении или нет? Очевидно, да. Вполне ясно, что на развитие характера Татьяны Николаевны должны влиять иные, более существенные факты. Писатель прошел мимо них, задержался на факте случайном, и это сделало совершенно неубедительной его основную мысль. Таким же пороком страдает один из. эпизодов рассказа «Без веревочки». В целом рассказ интересен. Три человека, оказались в тундре, сбились с дороги,, пережили опасность, чуть не погибли,, но спаслись и вернулись к своим делам. Хорошо раскрыт характер взаимоотношений между героями. Мы верим автору, что Сотник, Ладников и Князев поступают благородно и по-товарищески честно, как подобает поступать., настоящим советским людям. Но вот С. Залыгину понадобилось,. ;ттобы его герои не только сбились с; пути, но и пробыли в безвыходном положении в снегах тундры как можно- дольше. Для достижения этого он разрывает логическое сцепление жизненных обстоятельств надуманной ситуацией. Он заставляет посланного на поиски- потерянных людей ненца Ного ехать в- противоположную сторону, объяснив;.-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2