Сибирские огни, 1948, № 4
в жала». Любопытно, что хотя и мелодии русские, либо якутские (влияние Вити- мо-Олекминских районов), бурятские, но содержание отражает национальный колорит. Вот известная мне еще в 1935 году песня баунтовцев (мелодия «По долинам и по взгорьям»): «По горам, по рекам, Эвенки кочуют, По тайге, по степи Много бьют они зверей...» . Наряду со своими национальными песнями, теперь уже нередко можно встретить исполнение эвенками и русских песен. Особых музыкальных инструментов, кроме кордавуна (духовой язычково-щипковый инструмент) у эвенков нет, но многие юноши и девушки играют на русских струнных инструментах. Эвенкам Баргузина, Курумкана и Еравны также известен «Кур» (скрипка, аналогичная с бурятским «Хур»), До сих пор одним из любимых и популярных видов песни является «икэ- вун» — песня-пляска. Здесь необходимо отметить исключительную четкость и ритмичность движений исполнителей. Сцепившись руками, плечо к плечу, Мелодии в песне-пляске могут выражать радость, горе, печаль, удачу и. счастье. По всей вероятности, песня- пляска носит на себе следы пережитков подражания древнейшим трудовым процессам, связанным с охотой. Напевы в песне-пляске уже не понятны самим исполнителям и они подлежат еще специальному исследованию. Для большинства старинных песен характерна аллитерация начальных звуков гласных и согласных. Ритм является строго обязательным. В новых песнях можно встретить и аллитерацию и рифму. Рифмуются, главным образом, глаголы. Необходимо отметить взаимовлияние молодых эвенкийских поэтов и народных пёвцов-исполнителей. Сейчас советский народ выполняет новый сталинский пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. Эвенки вместе со всеми народами СС СР активно участвуют в этом труде. Эвенкийские давлаланы создают новые песни, где воспевается труд новых людей тайги, шагающих под руководством партии Ленина—Сталина, при братской помощи великого русского народа, к сияющим вершинам коммунизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2