Сибирские огни, 1948, № 4

судьбу «в сырой своей жизни» и обращалась к «сестре-солнцу». У эвенков был широко распространен миф о покровительстве солнца-женщины бедным и сиротам. После того, как жених пробыл у тестя несколько дней и были совершены все необходимые обряды, невесту сажали спиной к голове оленя и кто-либо из близких ее подруг вел за поводок ее ездового оленя 20—30 метров. Делалось это для того, чтобы невеста в последний раз посмотрела на свое стойбище, на своих родных. Перед ее отъездом, когда сборы уже полностью закончены, девушки стойбища уходили далеко от юрт и пели хоровую песню, соло исполняла невеста: «Куда пойду я? Что начну я делать? Кто в годину тяжкую Слезу мою утрет?» Горькая была доля у эвенкийской 'женщины, а еще тяжелее была жизнь осиротевшей девушки. Она должна была уходить к более состоятельному сородичу и жить у него на положении батрачки. В родовом обществе эвенков, безусловно, была классовая дифференциация, и она ярко и глубоко вскрыта советскими историками-тунгусоведами!. До сих пор люди уже преклонного •возраста роняют слезы, когда слушают «Песню сиротинки». Вот отрывок пес- яи, исполненной Н. Т. Лоргактоевой: «Когда утром я встаю, Слышу пташек щебетанье. Кроме пташек в чаще леса, Нет друзей у сиротинки. О весне и юности я плачу, В работе, в нужде. Пока подошвы ног не окровавлю, Буду в работе, в нужде». Изменилась сибирская тайга. Наста-, ло новое время для эвенков. Новые времена — новые песни. Основная характерная черта современных эвенкийских песен — их устойчивость и быстрая популяризация. Раскрепощенные люди в сибирской тайге, как полноправные граждане единой семьи народов СССР , стали складывать новые поэтические произведения, величающие от глубины человеческой души новую, социалистическую жизнь и, прежде всего, тех, кто построил эту жизнь.1 1 См. Н. П. Никулынин «Первобытные производственные объединения и социалистическое строительство у эвенков». Изд. ГУСМП , Л. 1939 г. и Н. Н. Степанов «Межплеменные и родовые отношения тунгусов XV II в.» (докторская диссертация в Институте Этнографии Академии Наук СССР). народ обращает к своим освободителям от вековых мук и страданий, к тем, кто принес в тайгу и тундру счастье, к самым дорогим для всего человечества именам — Ленину и Сталину. Искренняя любовь к великому творцу Сталинской Конституции, отцу и близкому другу народа звучит в песнях эвенков: «Светлее солнца Гений Сталин, Ученик Ленина, Лучший Сталин». В пяти колхозах живут и работают эвенки Баунта. С помощью государства они построили себе теплые и уютные дома. Светло и просторно их детям в больших школах. Новое поколение лишь по рассказам старших узнает о беспросветном прошлом своего народа. Старый Малунча, Павел Ильич Наи- канчин, широко популярен во многих эвенкийских колхозах Баунта, как певец и сказитель. В присутствии многих своих сородичей Малунча поет улиге- ры, а в конце протяжно складывает на старинную мелодию «о-го-го-лой» пес. ню о Сталине. С исключительным чувством привета обращается Малунча к вождю, отшлифовывая из сокровищницы эвенкийского языка лучшие слова- самоцветы. Новые песни посвящены колхозной жизни, стахановцам, лучшим охотникам и оленеводам, Советской Армии и т. д. В песнях широко отражается пафос социалистического созидания, социалистическое соревнование: «Горные эвенки, Руководством партии ободряемые, Встречаясь в сопках друг с другом, ходят, В мороз ли, в пургу ли Колхозное слово они выполняют». Новые люди тайги бережно и заботливо относятся к колхозному добру. Они с любовью вкладывают свою энергию в общее дело колхоза. В песне, записанной от Аюра Наиканчина, звучат слова: «Вот эту новую цветущую жизнь Крепко в своих руках будем держать! В наших лесах, в наших гольцах, Стада колхозных оленей взрастим!» Как в моих записях, так и в записях студенток Ленинградского университета Н. Гладковой и М. Деягир, у эвенков Баунта и Северобайкальских зарегистрированы песни с устойчивым текстом нового содержания на заимствованные мелодии русских, якутских и бурятских, главным образом, русских песен. Особенно распространены песни на русские мелодии «По долинам и но взгорьям», «Коробочка», «Мой костер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2