Сибирские огни, 1948, № 4
ный декоративный эффект. Чаще таким образом обрабатывалась только юго-западная сторона избы ■— учитывалось впечатление от блестящей на солнце жести. Один из старых домов в д. Фыкал- ка, Алтайского края, оформленный таким образом, производит сильное впечатление, особенно при гаснущем свете вечерней зари: темное пятно избы совсем растворилось на фоне померкших гор. Видно только неясное очертание постройки. Детали покрылись пеленою сумерек и только жестяные ромбики фриза, отражая в себе трепетный свет гаснущей зари, горят, как фантастические огоньки. Последняя вспышка догоревшей зари ушла за далекие горы, и долина покрылась предночной пеленой, а фриз продолжает еще теплиться светом, сохраняя на долгое время воспоминание об ушедшем в далекие горы ласковом солнце. Не увлекаясь украшением сурового бревенчатого сруба, строитель выделяет также в ряде случаев входы в избу — сени. Часто сени пристраиваются в виде прируба к основному объему избы. Декоративная обработка сеней очень проста: небольшой фронтончик или арочка, поддерживаемая двумя колонками, иногда спаренными, с очень ограниченной, даже бедной порезкой, однако, не идущей в ущерб общей художественной цельности сооружения, пятно двери — вот и все украшение входа, но все это решено иногда прямо-таки классически в смысле своей простоты и хороших пропорций. Треугольный или арочный фронтон, колонки, фриз с строгой простой порезкой удачно гармонируют со всем сооружением, органически вливая пятно входа в основной объем избы. Ворота, являясь как бы лицом усадьбы, приукрашиваются часто очень своеобразно и интересно. Ясно чувствуется стремление показать свое лицо, свою индивидуальность, свою деревню. Иногда в поселке все ворота решены по одному типу с незначительными видоизменениями—вариациями. Но в каждом другом селе ворота украшаются по- особому. Так, многие ворота в д. Усал- ка, бывшей Тобольской губернии, обработаны сильными карнизами, защищающими столбы от действия сырости и дающими очень интересный и сильный силуэт. Эти ворота отличаются' от ворот в деревне Антипино; где в качестве связи основных столбов кладут одно сильно профилированное бревно, образующее как бы арочки над входными частями — калиткой и проезжей частью. Иногда перекрывающее бревно украшается тонкой выемчатой резьбой по целому дереву, облегчающей отдельные элементы сооружения. Непосредственность и правдивость, присущие сельским строителям, чувствуются в рациональном применении конструкций с учетом их художествен ных возможностей. Иногда простая конструктивная деталь дает прекрасный силуэт, не требующий никаких дополнительных украшений. Так, указанная выше схема ворот в . д. Усалка, где каждый из четырех столбов обработан сильным карнизом, создающим впечатление каких-то фантастических огромных грибов, очень убедительна и своеобразна по своему простому рисунку, особенно на фоне догорающей вечерней зари. Создавая подобные сооружения, строитель прекрасно понимал, что мелочи здесь не нужны, они будут лишней помехой, ненужным, мало говорящим украшением в окружении величественной сибирской природы. Если и допускается какое-либо украшение — порезка, узор, то только в очень ограниченной степени, с использованием в качестве орнаментики вещей знакомых, органически близких строителю, преимущественно из окружающей природы. * * Просматривая деревянные сельские постройки в бывших Томской и Тобольской губерниях, мы установили некоторую разницу в декоративном оформлении изб. В селах бывшей Тобольской губернии мало встречается изб, где в качестве оформления применяется окраска. Обычно натуральный цвет дерева сохраняется в ряде деталей — резных наличниках, ставнях и проч. В селах бывшей Томской губернии, наоборот, сложные формы орнамента часто окрашиваются в яркие цвета масляной краской. В ряде деревень (Безменово, Хайдуково, Лоскутово, Ивановка) резьба встречается редко, а преобладает- роспись наличников, ставней, карнизов, иногда роспись всего дома. Обычно роспись примитивная и довольно ограниченная В цвете: три—четыре тона. В ряде случаев (дер. Савино) применяется роспись внутренних помещений избы. Узорчатым орнаментом красят лавки, русские печи, косяки окон, полотнища: дверей и т. д. Техника росписи несложна, однако, трафарет применяют редко. Орнамент красят от руки, на глаз, эта придает рисунку особую свежесть и непосредственность. *❖ ❖ Мы далеко не полностью осветили особенности и стиль деревянного народного зодчества в Западной Сибири. Да, оно, как мы уже указали в начале статьи, и недостаточно еще изучено. Задача архитекторов — изучить и, все рациональное, полезное, проверенное многолетним опытом, использовать в новом строительстве. В Сибири, как и во всей стране, широко идет строительство новых зданий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2