Сибирские огни, 1948, № 4

тслимат не оказывает почти никакого действия на ее структуру. В ряде сел (Проскоковское, Савино, Велобородово и др.) почти во всех случаях указанный тип резьбы доминирует (особенно в старинных постройках). В селах бывшей Тобольской губернии (Южаково, Усалка, Ивлево и др.) преобладает рельефная резьба, выполняемая на доске, где поле (фон) для орнамента вырезается. Сам же орнамент остается в виде сильного рельефа, давая хорошую игру светотени. Резьба интересная, заслуживает внимания как по своей технике, так же и по композиции рисунка, который приобретает более свободное развитие, нежели в других типах резьбы. Рельефная резьба также хорошо противостоит климатическим условиям и может в дальнейшем иметь широкое развитие в сибирских условиях. Характерна большая изобретатель- ■ ность в композиции орнаментики старинных резчиков. В ряде сел бывшей Томской и Тобольской губерний встречаются интересные резные детали, одинаковые по характеру, общей композиции, но совершенно различные по трактовке резьбы и орнаменту. Обычной принадлежностью окна избы являются «ставни», одинаково распространенные как в старых постройках, так и в более новых. В старинных сибирских постройках ставни очень просты. Легкий орнаментальный' мотив, обычно выполненный выемчатой резьбой, ограничен и сдержан, — все дается в меру, без лишнего загромождения резьбой всей плоскости доски. В ряде случаев применяется раскраска ставней масляной краской, иногда наивная по рисунку, но достаточно сильная по цвету. Обычно преобладают красные, синие и желтые тона. Красочное пятно на общем сером фоне сруба избы хорошо оформляет всю простую, примитивную постройку. Необходимо отметить, что роспись в сибирских деревнях I распространена сравнительно мало, а этот, очень эффектный и вполне доступный, момент оформления заслуживает большого внимания, большего применения в сельском строительстве. Это необходимо учесть при создании яркого, красочного жилища в колхозной деревне. Приемы обработки ряда архитектурных деталей в сельском зодчестве ■ очень разнообразны, интересны как по своим конструктивным особенностям, так и по декоративно-художественным элементам. Большой опыт в этом отношении поучителен и может быть критически использован в современном строительстве. Крепкий сруб избы завершается конструктивно несложной крышей, входящей в композицию всей постройки. Верхние венцы продольных стен постепенно выпускаются, образуя своим вы­ носом мощные, своеобразные кронштейны — повалы, способные нести свесы крыш любых размеров. Заслуживает внимания своеобразная, выработанная строительным опытом многих поколений, тесовая крыша на бревенчатых слегах, потоках и курицах. Все соединение, без гвоздей, способно выдерживать натиск сильнейших сибирских ветров. Подобный тип крыши в настоящее время встречается довольно редко, автору этих строк пришлось видеть лишь несколько случаев в д. Зайково, Ямы и др. Этот строительный прием может быть с успехом использован в наше время при сооружении легких деревянных построек. Крыша сверху, по коньку перекрывается снизу бревном, обращенным корневищем к передней, главной части избы. Обработка корневища очень своеобразна и интересна. «Коньки» иногда принимают самую фантастическую форму, удачно завершая всю нехитрую постройку. В ряде случаев (д. Варюхино, бывшей Томской губернии) коньки очень просты не от того, что строитель не знал, как приукрасить деталь, а потому, что, понимая красоту в простоте, он и стремился подчеркнуть эту простоту, удачно гармонирующую с окружающей природой. Деталь, вырубленная «на живом теле дерева» (из одного бревна), очень свежа и живописна. Нет сухости, жесткости формы. В редких случаях в селах Западной Сибири можно встретить резные приче- лины, фризы, подзоры, которыми так богаты постройки Зауралья. Только в селе Копытово, бывшей Тобольской губернии, нам удалось обнаружить интересный фриз, выполненный выжиганием по дереву. В качестве мотива орнамента применена надпись фамилии хозяина дома и дата постройки. Первое впечатление от фриза такое, что как будто на доске дан мелкий, глубинный орнамент, очень хорошо и тонко профилированный, удачно связанный с легкой резьбой наличников избы. Только при более внимательном осмотре обнаруживается техника выполнения и характер орнамента — выжигания. Указанный прием оформления детали очень устойчив в сибирских условиях: дерево, обработанное выжиганием, хорошо противостоит ветрам, морозам, дождям. В районах Алтайского края некоторые детали оформляют цветной жестью: на орнаментированной детали (воротах, наличнике, фризовой доске, причелине) в определенном ритмическом порядке, чаще на ромбических подкладках, набивались квадратики жести, закрепленные гвоздями с широкими шляпками. Этот простой способ давал интерес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2