Сибирские огни, 1948, № 4
почву — окна размещены на уровне земли. В деревнях Южаково, Копыто- во, Зайково и др. многие избы, буквально, «вросли» в землю. Двойные и тройные дома служат также некоторым доказательством стремления строителя не поднимать жилье вверх. Все хозяйство размещается не под избой, в подклети, а рядом, стена в стену с жилым помещением. Планировка избы сибирского крестьянина обычно очень проста и мало чем отличается от планировок крестьянских изб в средней части страны. Обычно имеются изба и горница. Изба с большой русской печью и полатями украшается иногда росписью масляной краской, расписывается и русская печь. Мотив росписи самый разнообразный, но, в основном, преобладает растительный орнамент. Горница, являясь «парадным» помещением, украшается также росписью, но более богатой. Большое внимание уделяется обработке косяков дверей, иногда украшенных легкой рельефной резьбой или росписью (дер. Усалка бывшей Тобольской губернии). В крестовых избах устраиваются горница, кладовая и сени, в некоторых случаях вместо кладовой и сеней делают горницу, а сени и кладовая пристраиваются особо. Распространенным типом планировки избы ряда старых сибирских деревень является тот, где теплый коридор находится между избой и горницей, так называемая изба «связью». Вход в избу, таким образом, размещается в середине большей стороны дома. Обычно несимметричное крыльцо живописно оформляет дворовый фасад, сообщая дому уют и привлекательность. Из теплого коридора —- сеней можно попасть в горницу, минуя кухню, таким образом, один вход ведет как бы в два помещения. Более поздние крестьянские дома строятся по типу пятистенных и крестовых. В данное время этот тип преобладает почти во всех сибирских селах. Во многих селах довольно часто встречаются двухэтажные дома, сохраняющие планировку одноэтажных старых домов с теплыми сенями посередине. Интересная, богатая обработка окна в сени резными наличниками создает центральную композицию, иногда очень удачно оформляющую весь фасад. ** * Архитектурное решение ряда старинных изб очень лаконично, нет ненужных, загромождающих мелочей, нет излишнего украшенчества. Все просто и ясно. Основным моментом архитектурного оформления дома обычно является окно, оконный проем, вход в избу. деталей сельских построек Сибири (дер. Антипино, Южаково, Савино, Проско- ково и др.), можно обнаружить хорошие формы, которые при архитектурном анализе дают в ряде случаев классические пропорции, свидетельствующие о большом чутье народных мастеров. Так, например, некоторые избы в деревне Савино, бывшей Томской губернии, радуют хорошо найденными пропорциями проемов окон, наличников, ставней. Вероятно, старинный мастер-плотник ничего не знал о классических пропорциях, золотых сечениях и прочем, но своим чутьем, верным глазом мог дать форму, отвечающую строгим каноническим требованиям. Удачно найденное пятно окна, обработанное строгим наличником, является прекрасным моментом оформления избы. В старых избах с примитивной конструкцией обработки массивные рубленные косяки с верхней горизонтальной подушкой, как бы влитой в них, уже сами по себе давали интересный декоративный мотив. Часто у верхнего косяка сибирские плотники ставили крупный наличник, карниз, вырубленный из одного куска дерева, в ряде случаев украшенный богатой выемчатой резьбой, изумительно тонко выполненной. Интересен наличник окна в старинном доме деревни Антипино: тонкая филигранная резьба на целом дереве, лаконичный мотив резьбы разработан с большой выразительностью— чувствуются твердая рука и острый глаз мастера. Орнамент дан в меру, не закрывая общей конструктивной схемы детали. Теплый коричневый цвет старого, неокрашенного дерева наличника хорошо гармонирует с серыми, по- ■крытыми серебристым налетом от времени, бревнами сруба. Строгость и простота мощного сруба с тонко выполненными наличниками подчеркивают общую силу и солидность ' сооружения. Вообще резьба на наличниках старых изб очень проста, мотивом резьбы обычно берется орнамент в самых различных вариациях, строгий, хорошо отвечающий крепкой, как бы слитой из единого дерева, избе. Вместе с этим декоративная обработка наличников окон очень многообразна. Можно встретить самые различные вариации простых и сложных мотивов, в ряде случаев стоящих на большой художественной высоте. Характер резьбы архитектурных деталей также очень разнообразен. Можно встретить выемчатую резьбу, сильно распространенную в селах бывшей Томской губернии. Резьба эта сравнительно проста по технике выполнения. На доске простым инструментом — долотом, ножом делаются небольшие углубления, соответствующие ранее намеченному рисунку, сделанному углем или карандашом. Выемчатая резьба хорошо про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2