Сибирские огни, 1948, № 4

начинает зависеть решение творческих задач улучшения стада, приходится признать, что нам нужны теперь уже ■ совсем новые навыки — прежние не отвечают этим задачам... Массовая бонитировка сибирского скота должна, по мнению Лобкова, явиться не только экзаменом, но и школой для каждого зоотехника. — Я , — заявляет Лобков, — не могу считать себя новичком в зоотехнической работе. Я занимаю пост старшего зоотехника по крупному рогатому скоту в областном отделе сельского хозяйства. И все же мне теперь трудно, очень трудно работать. В каждой колхозной ферме нужно создать гнездо жирномолочного скота. Для этого придется поднять уровень зоотехнической культуры среди всей массы колхозных животноводов. Возьмите такую операцию, как определение жирномолочности. Требуется определить породу и кровность буквально каждой сибирской коровы и, что особенно важно, обязательно определить ее жирномолочность. На наших фермах жироопределение не налажено как следует. Значит, для того, чтобы хоть один раз определить процент жира в молоке каждой коровы, придется на каждую ферму привозить центрофуги. Нашими замыслами должна жить каждая доярка и каждый скотник или пастух. Для этого зоотехнику нужно много знать, значительно больше, чем прежде, когда нас занимали, главным образом, «хозяйственные» вопросы — о кормах, о скотных дворах и т. п. Сегодня, особенно после известных решений сессии Академии сельскохозяйственных наук, каждому зоотехнику нужно быть не только организатором, но и пропагандистом мичуринских идей в широких массах колхозников. Никому я так не завидую, как моим товарищам из Барабинского госплем- рассадника. И директор этого рассадника Белоног, и старший зоотехник Моча- лин, и зоотехник-селекционер Кудаш- кина — все эти люди очутились теперь в самом «пекле» горячей и интересной работы. Нам же, работникам аппарата, и сейчас приходится слишком много времени уделять чисто канцелярской работе... Старший зоотехник Ояшинского района, Новосибирской области, Антонина Степановна Преснякова. Достаточно взглянуть на небольшую фигурку этой женщины, чтобы тотчас же представить себе ее в зимнем наряде, закутанную в тулуп, покрикивающую незлым своим голосом на райземотдель- ского коня. — Поехала куда-то наша Антонина Степановна! — дружелюбно говорят в таких случаях встречные. Преснякову знает в районе стар и млад, знает и она добрую половину ояшинского населения в лицо. А ведь эта маленькая женщина оказывается не только не ояшинской жительницей, но и вовсе не сибирячкой. Четырнадцать лет тому назад прибыла она в Ояш из далекой Пензенской области, окончив Моршан- ский сельскохозяйственный техникум. — Двое нас было во всем выпуске, — которым по разверстке Наркомзема выпало ехать в далекую и незнакомую Сибирь. Никуда я дальше Моршанска в жизни не выезжала, подруги пугали меня Сибирью. А на поверку оказалось — не страшна Сибирь! Конечно, зима холоднее нашей пензенской, но лето — не в пример, лучше! Да и Ояш что из себя представлял? Неуютным показалось мне село, по сравнению с российскими, пензенскими. А потом, когда прижилась, поняла: можно тут интересно жить. Полюбила я Сибирь за ее просторы и в прямом смысле, значит — по территории, по многоземелью и в переносном — за простор для человеческих дел. Размах, размах-то какой!.. Рассказывая о своей жизни, Преснякова часто повторяет это слово — размах. Девушка из Пензенской области быстро освоилась и с людьми, и с простором полей, и с ворохом больших и малых дел, который тотчас же так и посыпался на нее. Почти полтора десятка лет назад начала эта женщина свой трудовой путь зоотехника. Она преподавала животноводство в районной колхозной школе. Пять лет пролетело на этой работе, как один день. Потом школу закрыли, и стала Преснякова зоотехником райзо. И тут оказалось, что многими фермами в районе заведуют бывшие ее ученики. — Человеку, не пережившему такое, — говорит Преснякова, — трудно понять это чувство. Ты видишь своих учеников, ты ощущаешь плоды своих трудов, своего педагогического уменья. А ныла этого самого у меня, по молодости, было тогда много... И вот оказалось, что я для этих людей все та же учительница колхозной школы. Связь со мной держат эти люди крепко, дорожат дружбой, слушаются моих советов... Восемьдесят семь колхозов в Ояшин- ском районе. В каждом из них молочно-товарная ферма, не говоря о других — свиноводческих, овцеводческих, коневодческих, птицеводческих. И всюду обязан побывать старший зоотехник. Больше всего заботы о зооветучастках. Когда-то давно, когда Антонина Степановна была еще студенткой Моршан- » ского сельскохозяйственного техникума и мечтала о будущей своей зоотехнической деятельности, представляла она

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2