Сибирские огни, 1948, № 3

схватка неизбежно кончалась победой. Бы­ ли дни, когда он в одном бою сбивал по 3—4 самолета. Одно имя Покрышкина вну­ шало страх немецким летчикам. Достаточ­ но было подняться ему в небо, как в эфи­ ре начинали раздаваться тревожные голоса немцев: «Внимание! Покрышкин в воз­ духе!». В чем секрет блистательных ратных успехов советского аса? В записках «На истребителе» читатель найдет ответ на этот вопрос. Александр Покрышкин — советский человек, сталинский сокол, вос­ питанный сталинской школой военного ис­ кусства. Отсюда — его воинские качества, его сила, его победы. В облике Александ­ ра Покрышкина мы видим одно из выра­ зительных воплощений характера советско­ го человека. 22 июня 1941 года, когда армады не­ мецких самолетов, подобно саранче, ворва­ лись в советское небо, А. И. Покрышкин, поднимаясь в свой первый боевой полет, поклялся: «Мы, летчики-истребители, кля­ немся Родине словами великого летчика нашего времени Валерия Чкалова, клянемся в том, что будем сражаться с врагом до тех пор, пока бьется сердце, пока рука сжимает штурвал, а глаза видят землю». Покрышкин выполнил свою клятву. Он славно бился! Он стал первым асом. И больше, чем асом. Он стал одним из творцов новой советской тактики воздуш­ ного боя. В приказе ко Дню авиации в 1944 году Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин писал: «В итоге наша боевая авиа­ ция имеет теперь полное господство в воз­ духе над авиацией врага». Путь к завое­ ванию нашего господства в воздухе был нелегким. Пришлось испытать и горечь не­ удач. О них пишет А. И. Покрышкин на первых страницах своих «Записок». В этих же «Записках» мы узнаем, как в тя­ желых испытаниях первого периода войны кадры советских летчиков закалялись и учились для будущих побед, творчески осмысливая тактику врага и те новые воз­ можности, которые открывало совершенст­ вование советской авиационной техники. В ряду новаторов истребительной авиа­ ции^ обогащавших тактику воздушного боя наиболее совершенными методами борьбы, одно из первых мест по праву занимает А. И. Покрышкин. «Настоящему летчику- истребителю, — пишет он, — нельзя по­ лагаться на слепой случай или удачу». Из опыта первых же боев летчик сделал вы­ вод: «Нужно смелее драться на вертика­ лях, применять вертикальный маневр». На протяжении всей войны он тщательно ана­ лизировал воздушный бой, раскладывая его на составные элементы, отмечал до­ пущенные ошибки, настойчиво искал зерно победы, а, находя, — тщательно его раз­ рабатывал. «Моя землянка на полевом аэродроме,— пишет Покрышкин, — шутливо именова­ лась «конструкторским бюро». Стены ее были увешены схемами и чертежами ма­ невров истребителей. Всю войну со мною кочевал альбом воздушного маневра. Он пополнялся новыми фигурами, идеями иэ мыслями, возникавшими в процессе боев». Из «Записок» мы узнаем о рождении, применении и совершенствовании и форму­ лы воздушного боя: высота — скорость — маневр — огонь и многих тактических приемов воздушного боя. А. И. Покрышки I был одним из пер­ вых новаторов тактики воздушного боя и оцннм из лучших мастеров по применению этой тактики. Но он понимал, что инди­ видуальное мастерство приобретает в кол­ лективе новую, еще большую силу. «Лет­ чики нашей части, — пишет Покрышкин, — постоянно воспитывались на мысли, что индивидуальное мастерство пилота особую силу приобретает лишь в совместных, кол­ лективных действиях». Успехи Покрышкина неотделимы от успехов его боевых товарищей, успехов полка, в котором он вырос, успехов всей нашей советской авиации, которая под . мудрым водительством товарища Сталина разгромила немецкую авиацию, стала хо­ зяином неба. В «Записках» читатель познакомится с боевым путем нашего прославленного аса. Войну он начал рядовым летчиком. Затем он стал командиром звена, эскадрильи, полка, и, наконец, командиром дивизии. Он сражался над холмами Молдавии, над сте­ пями Украины, над заливными поймами Кубани, над хребтами Кавказа, над Чер­ ным морем. В начале войны часть А. И. Покрышки­ на стояла на границе у Прута. Затем была горькая полоса отступления. Но вот вес­ ной 1944 года часть снова вернулась за Днестр. «С каким волнением, —■ читаем мы в «Записках», — летчики-ветераны сту­ пали на родное летное поле! Старый по­ левой аэродром на границе вызвал в каж­ дом из нас целый ряд мыслей... Сколько- за эти годы пройдено, сколько мучитель­ ного и горького пришлось пережить! И как отрадно вновь вернуться сюда зрелы­ ми, все испытавшими: и горечь утрат и радость побед. Мы вернулись на границу, взяв в свои руки господство в воздухе. Мы стали хозяевами неба». Хозяевами были наши летчики в небе Польши, Венгрии, в небе Германии. Острые бои развернулись на Одере. Немцы пере­ базировали сюда «истребительные и бом­ бардировочные эскадры с Западного фрон­ та, в частности, с небезызвестной линии Зигфрида». Очень напряженной была борь­ ба в небе Берлина. «В берлинской зоне немцы сосредоточили почти полторы ты­ сячи боевых самолетов, входивших в ре­ зервный шестой воздушный флот, такие отборные соединения, как корпуса проти­ вовоздушной обороны Берлина и Централь­ ной Германии, специализированные эскад­ ры немецких асов — «Удет», «Геринг», «Гинденбург» и т. д. Кроме того, здесь были части, вооруженные новинками авиа­ ционной техники: истребители «Ме-109- г-10» и «Фв-190-а-8», самолеты с реак­ тивными двигателями, бомбардировщики, оснащенные реактивными приспособления­ ми для повышения скорости полета». Но ничто не могло спасти немцев. В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2