Сибирские огни, 1948, № 3
схватка неизбежно кончалась победой. Бы ли дни, когда он в одном бою сбивал по 3—4 самолета. Одно имя Покрышкина вну шало страх немецким летчикам. Достаточ но было подняться ему в небо, как в эфи ре начинали раздаваться тревожные голоса немцев: «Внимание! Покрышкин в воз духе!». В чем секрет блистательных ратных успехов советского аса? В записках «На истребителе» читатель найдет ответ на этот вопрос. Александр Покрышкин — советский человек, сталинский сокол, вос питанный сталинской школой военного ис кусства. Отсюда — его воинские качества, его сила, его победы. В облике Александ ра Покрышкина мы видим одно из выра зительных воплощений характера советско го человека. 22 июня 1941 года, когда армады не мецких самолетов, подобно саранче, ворва лись в советское небо, А. И. Покрышкин, поднимаясь в свой первый боевой полет, поклялся: «Мы, летчики-истребители, кля немся Родине словами великого летчика нашего времени Валерия Чкалова, клянемся в том, что будем сражаться с врагом до тех пор, пока бьется сердце, пока рука сжимает штурвал, а глаза видят землю». Покрышкин выполнил свою клятву. Он славно бился! Он стал первым асом. И больше, чем асом. Он стал одним из творцов новой советской тактики воздуш ного боя. В приказе ко Дню авиации в 1944 году Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин писал: «В итоге наша боевая авиа ция имеет теперь полное господство в воз духе над авиацией врага». Путь к завое ванию нашего господства в воздухе был нелегким. Пришлось испытать и горечь не удач. О них пишет А. И. Покрышкин на первых страницах своих «Записок». В этих же «Записках» мы узнаем, как в тя желых испытаниях первого периода войны кадры советских летчиков закалялись и учились для будущих побед, творчески осмысливая тактику врага и те новые воз можности, которые открывало совершенст вование советской авиационной техники. В ряду новаторов истребительной авиа ции^ обогащавших тактику воздушного боя наиболее совершенными методами борьбы, одно из первых мест по праву занимает А. И. Покрышкин. «Настоящему летчику- истребителю, — пишет он, — нельзя по лагаться на слепой случай или удачу». Из опыта первых же боев летчик сделал вы вод: «Нужно смелее драться на вертика лях, применять вертикальный маневр». На протяжении всей войны он тщательно ана лизировал воздушный бой, раскладывая его на составные элементы, отмечал до пущенные ошибки, настойчиво искал зерно победы, а, находя, — тщательно его раз рабатывал. «Моя землянка на полевом аэродроме,— пишет Покрышкин, — шутливо именова лась «конструкторским бюро». Стены ее были увешены схемами и чертежами ма невров истребителей. Всю войну со мною кочевал альбом воздушного маневра. Он пополнялся новыми фигурами, идеями иэ мыслями, возникавшими в процессе боев». Из «Записок» мы узнаем о рождении, применении и совершенствовании и форму лы воздушного боя: высота — скорость — маневр — огонь и многих тактических приемов воздушного боя. А. И. Покрышки I был одним из пер вых новаторов тактики воздушного боя и оцннм из лучших мастеров по применению этой тактики. Но он понимал, что инди видуальное мастерство приобретает в кол лективе новую, еще большую силу. «Лет чики нашей части, — пишет Покрышкин, — постоянно воспитывались на мысли, что индивидуальное мастерство пилота особую силу приобретает лишь в совместных, кол лективных действиях». Успехи Покрышкина неотделимы от успехов его боевых товарищей, успехов полка, в котором он вырос, успехов всей нашей советской авиации, которая под . мудрым водительством товарища Сталина разгромила немецкую авиацию, стала хо зяином неба. В «Записках» читатель познакомится с боевым путем нашего прославленного аса. Войну он начал рядовым летчиком. Затем он стал командиром звена, эскадрильи, полка, и, наконец, командиром дивизии. Он сражался над холмами Молдавии, над сте пями Украины, над заливными поймами Кубани, над хребтами Кавказа, над Чер ным морем. В начале войны часть А. И. Покрышки на стояла на границе у Прута. Затем была горькая полоса отступления. Но вот вес ной 1944 года часть снова вернулась за Днестр. «С каким волнением, —■ читаем мы в «Записках», — летчики-ветераны сту пали на родное летное поле! Старый по левой аэродром на границе вызвал в каж дом из нас целый ряд мыслей... Сколько- за эти годы пройдено, сколько мучитель ного и горького пришлось пережить! И как отрадно вновь вернуться сюда зрелы ми, все испытавшими: и горечь утрат и радость побед. Мы вернулись на границу, взяв в свои руки господство в воздухе. Мы стали хозяевами неба». Хозяевами были наши летчики в небе Польши, Венгрии, в небе Германии. Острые бои развернулись на Одере. Немцы пере базировали сюда «истребительные и бом бардировочные эскадры с Западного фрон та, в частности, с небезызвестной линии Зигфрида». Очень напряженной была борь ба в небе Берлина. «В берлинской зоне немцы сосредоточили почти полторы ты сячи боевых самолетов, входивших в ре зервный шестой воздушный флот, такие отборные соединения, как корпуса проти вовоздушной обороны Берлина и Централь ной Германии, специализированные эскад ры немецких асов — «Удет», «Геринг», «Гинденбург» и т. д. Кроме того, здесь были части, вооруженные новинками авиа ционной техники: истребители «Ме-109- г-10» и «Фв-190-а-8», самолеты с реак тивными двигателями, бомбардировщики, оснащенные реактивными приспособления ми для повышения скорости полета». Но ничто не могло спасти немцев. В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2