Сибирские огни, 1948, № 3
Азтор описывает Кузбасс в его истори ко-экономическом развитии, показывая, как ничтожно мало было сделано по использо ванию богатств Кузбасса в дореволюцион ные годы и какую огромную работу прове ла партия, народ по социалистическому развитию этого богатейшего района страны. Но советский Кузбасс — это не только Кузнецкий каменноугольный бассейн, не только вторая кочегарка страны. Он уже давно перерос рамки своего собственного названия. Под Кузбассом сейчас надо по нимать определенный экономический ком плекс, созданный советским народом, как опорная база индустриализации всей во сточной части Советского Союза. Усилия ми рабочего класса, интеллигенции и всего советского народа в годы первых сталин ских пятилеток на территории Кузбасса появились кроме каменноугольной промыш ленности, железорудная, черная и цветная металлургия, машиностроение, химические производства, энергетика и многие другие. Это и определило необходимость вклю чения в книгу отдельной главы — «Куз нецкий промышленный район», в которой автор показывает все многообразие хозяй ства современного Кузбасса. Периоду Отечественной войны и даль нейшим перспективам хозяйственного раз вития Кузбасса в новой послевоенной ста линской пятилетке посвящены специальные главы. Автор другой работы К. Сгшдченко ре шил показать развитие этого интересней шего района на примере формирования и роста городов, справедливо отмечая, что «кузбасские города, как в фокусе, отра жают коренные сдвиги, происшедшие в экономике края» (стр. 4). Книга К. Спидченко может рассматри ваться, как своеобразное дополнение к ра боте М. Колобкова, отнюдь, не теряя в то же время своего самостоятельного зна чения. Тем более, что автор описанию го родов предпослал общий, правда, несколь ко сжатый, экономо-географический очерк о Кузбассе. Обе работы ставят своей целью широко популяризировать экономику Кузбасса, как крупнейшего горнозаводского района Си бири. При общей положительной оценке, кото рую следует дать обеим книгам, каждая из них имеет и некоторые недостатки. В работе М. Колобкова недостаточное отра жение получили внутрикузбасские эконо мические различия. Правильно, что Куз басс является экономическим комплексом. Но справедливо и то, что внутри этого комплекса имеются большиё территориаль ные различия. Уже сейчас вполне опреде ленно вырисовываются контуры южного Кузбасса, который в ходе хозяйственного развития последних лет сам постепенно становится определенным территориально- экономическим комплексом. Автор недоста точно четко показал и роль современного Кузбасса в межрайонных связях Советско го Союза, робко подошел к определению путей дальнейшего развития Кузбасса, ог раничившись в этой части только общими, соображениями. Книга М. Колобкова носит повествова тельно-описательный характер. Мало в ней аналитических моментов. Даже при разра ботке перспектив развития Кузбасса автор ограничился, по существу, только переска зом известных положений, вытекающих из- установок послевоенной сталинской пяти летки, не дерзнув хотя бы в общих чер тах выйти за пределы пятилетки. А это следовало бы сделать. Тем более, что ав тор располагал достаточными материалами. К- Спидченко в своей работе попытался, описать города Кузбасса по экономико географическим признакам. Он выделил три основных группы: горняцкие, горно-завод ские и транспортные города. Такая группи ровка весьма спорна, носит много услов ностей и схематизма, тем более, если рас сматривать города Кузбасса в перспективе их развития. При описании городов автору следовало бы хоть вкратце остановиться на «деятель ности» немецкого архитектора Мая, кото рый приложил свою руку к планировке го рода Сталинска и нанес этим неисчисли мый вред. Следовало бы также указать и на допущенные ошибки при планировке го рода Кемерово. Правда, сейчас эти ошибки, в Сталинске и Кемерово постепенно устра няются, но на это потребовались дополни тельные крупные средства. В книге К- Спидченко имеется также ряд неточностей и мелких погрешностей. Если работа М. Колобкова по своему содержанию и глубине разработки вопросов Кузбасса стоит несколько выше, чем рабо та К- Спидченко, то зато она уступает по следней по стилю изложения и оформле нию. Язык книги Колобкова несколько су ховат и носит на себе следы трафарета. Несмотря на указанные недостатки обе книги в общем хорошие1. S уверенностью можно сказать, что со ветская общественность встретит эти книги с полным удовлетворением. И совершенно непонятна та позиция огульного охаивания, которую занял Владимир Алексеев, опуб ликовавший в Кемеровской областной га зете «Кузбасс» тенденциозные рецензии как на книгу т. Колобкова, так и на кни гу т. Спидченко2. Сквозь зубы признавая немногие, на его» После того , как была написана и передана для просмотра р едакции ж урнала „Сибирские огни* настоящ ая рецен зия , э ж урнале „Советская кни га" (№ 3, [1948 г.) появилась рецен зия на книги М. Колобкова и К. Спидченко, написанная круп ным экономистом М. И . Помус . В этой рецен зии , отм ечающ ей н екоторы е недостатки , дана поло ж ител ьн ая оц енка обеим книгам . Эти книги, как пиш ет М. И. Помус, „не только могут быть п оле з ны для пропаганды огромного промышленного строитель ства в Кузбассе . .. но и представляю т значи тельны й интерес для лиц , специально зани мающихся проблемами экономической географии и экономики Кузбасса". 2 В. Алексеев. Н есерьезное отношение к серь езной и ответственной теме . Г азета „Кузбасс 23 ноября 1947 г. В. А л ек сеев . Из окна вагона . Газета „Кузбасс" ' 8 февраля 1948 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2