Сибирские огни, 1948, № 3
; хает внимания наших писателей в тех рес публиках, краях и областях, через которые пролегает вся трасса этой огромной доро ги. Однако, трудно удовлетворить читате ля, скажем, журнала «Сибирские огни» очерком Анны Герман «Рельсы Южсиба» — произведением добросовестным, но не ярким, не впечатляющим уже потому, что автор настойчиво заставляет своих героев, -создателей Южно-Сибирской магистрали, сравнивать ее почему-то больше и чаще всего лишь со строительством Турксиба, после которого строители советских же лезных дорог сделали столь много для родины почти во всех республиках и кра ях за все годы сталинских пятилеток! Пожалуй, пока единственным подлинно волнующим произведением о строительст ве Южсиба явился на страницах «Сибир ских огней» знаменитый теперь дневник инженера Кошурникова, героически по гибшего на своем посту изыскателя труд нейшего участка трассы Южно-Сибирской магистрали вместе со своими товарища ми... А сколько других замечательных тем, связанных не только с Южсибом, но и со всем современным железнодорожным строительством в Сибири, все еще ждет писательского внимания! *** Не просто «вместе» с другими жанрами литературы, и тем более не «позади» их, по широте, глубине и по темпам, не вслед за романами и повестями, пьесами и по эмами, а впереди них должна итти по страницам наших альманахов и журналов советская очерковая литература в после военной Сталинской пятилетке, как это было и в пятилетках довоенных, по пре красной традиции, созданной и укреплен ной великим Горьким. На первом с’езде советских писателей А. М. Гррький говорил: «За 1933—34 гг. в различных городах от Хабаровска и Комсомольска до Ростова и Сталинграда, Ташкента, Воронежа... вы шло около тридцати сборников и альма нахов, наполненных произведениями мест ных начинающих литераторов. Оценивать эту работу — обязанность критики, которая все еще не замечает ее, хотя пора заметить». В отношении не только начинающих, но и многих весьма опытных писателей горь ковская эта претензия к критике остается и ныне нашей общей претензией, ибо мало что переменилось на этом фронте литера туры. Но заметим: 15 лет назад Алексей Максимович насчитал около тридцати аль манахов — и сейчас их почти столько же! — А где же рост? — могут нас спро сить. , — Он есть! — ответим мы на это. — Потому что эти тридцать — уже не те, что были тогда, и уровень у них не тот, при всех недостатках. Иной старый альма нах уже стал журналом, иной впослед ствии тоже станет им, об’единившись, мо жет быть, с другим альманахом, недоста точно сильным для самостоятельной жиз ни, либо просто заменив уже исчезнувшие или исчезающие худосочные, мертворож денные издания; появились и появляются все новые, совсем молодые альманахи, та кие, чей рост обеспечен самой жизнью; но расти должны все — и молодые и ста рые, потому что иначе не будет у них пра ва на жизнь в нашу Сталинскую эпоху все народного расцвета советской культуры! КНИГА О КУЗБАССЕ И НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ КРИТИК Недавно вышли из печати две книги,! посвященные экономике крупнейшего в Си бири индустриального центра — Кузбасса. Семимильными шагами происходило раз витие производительных сил Кузбасса в годы советской власти. Обгоняя время, прямо на глазах современников, вырастали на пустырях и в тайге новые заводы и электростанции, щахты, рудники, целые го рода и рабочие поселки. Именно здесь, в глубоком тылу страны, на широких просто рах Кузнецкой котловины претворялась в жизнь гениальная сталинская идея созда ния новой угольно-металлургической базы страны. Кузбасс, выпестованный советским народом, является детищем великих ста линских пятилеток и по праву считается важнейшим индустриальным центром со циалистической Сибири. 1 Колобков М. Н . Кузнецкий бассейн. Новосиб- гиз, 1947 г. Спидченко К. И. Города Кузбасса. Географиз- дат , 1947. Все это достаточно убедительно, с глу боким знанием дела описано М. Колобко- вым. Не ошибемся, если скажем, что ра бота М. Колобкова является одной из луч ших опубликованных до сих пор работ по экономике Кузбасса. И не случайно автор получил высокую оценку своих трудов на конференции молодых ученых, проведенной Западно-Сибирским филиалом Академии наук Союза ССР в декабре 1947 года. Большое место М. Колобков уделяет в своей работе историческому прошлому гор ного дела в Кузбассе. Он подробно рас сказывает, как, начиная с конца XVII века, еще во времена Петра Первого, яоявились на берегах Томи русские рудоискатели, ученые, исследователи. Особая глава посвящена угольной про мышленности Советского Кузбасса, в ко торой описываются события и дела сибир ских горняков во время гражданской вой ны, в период восстановления и развития угольной промышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2