Сибирские огни, 1948, № 3

ла будет получать в 11 раз больше, чем до зо-ны! Поистине неисчерпаем всесоюзный «те­ матический запас» для произведений во всех жанрах и прежде всего, конечно, для самых разнообразных очерков о развитии нашей советской индустрии, науки и тех­ ники во всех областях. Ведь сейчас, в по­ слевоенной сталинской пятилетке, Урал, на­ пример, по размаху машиностроительной промышленности, по уровню ее культуры, пожалуй, не уступит центру. Турбинный завод, только недавно родившийся, уже производит паровые турбины для самой Москвы. Конвейер в Миассе будет выпу­ скать автомобили. Развитие машинострое­ ния в восточных районах СССР — поисти­ не самый знаменательный сдвиг в геогра­ фии страны, самое яркое доказательство огромного роста нашей производственной культуры. Вот сибирские города — чего только не строят нынче их заводы! Паро­ возостроение в Красноярске и в Улан-Удэ, сельскохозяйственное машиностроение и автосборка в Омске, судостроение в Тю­ мени, станкостроение в Новосибирске. А строятся еще новые и новые заводы: толь­ ко одних автомобильных сколько поднимет нынешняя пятилетка — и в Москве, и в Ульяновске, и в Кутаиси, и в том же Новосибирске, и в Минске, и в Днепро­ петровске... Не только индустрию и сельское хозяй­ ство СССР изобразил Николай Михайлов динамически, наступательно; свое движе­ ние вперед расширяют, по воле советского человека, и лесные, а не только земле­ дельческие культуры в нашей непрерывно преображающейся стране. Сибирская лист­ венница, например, — прочнейший матери­ ал для строительства жилищ и других сооружений—появится в срединных рай­ онах РСФСР; сосна распространится до самого Тянь-Шаня, усиливая водоохран­ ную роль тамошних лесов; среди лесосте­ пей будут посажены лучшие древесные по­ роды Дальнего Востока. На каждой своей странице, рассыпая не только темы, но д а ­ же фабулы и сюжеты для других авторов, много интереснейших фактов приводит Н. Михайлов, рассказывая о борьбе совет­ ских людей с пустынями, с песками, о хлопотах народа по размножению рыбы и ценного зверя, о богатых охотничьих про­ мыслах в лесных массивах страны и о многом другом... Конечно, не каждую из этих тем и не в каждом крае или области должна не­ пременно и точно осветить наша очерко­ вая литература, но при всем том есть еше одна тема, без которой ни один очеркист, при любом богатстве остального материа­ ла, не сможет об’яенить читателю успехи социалистического строительства в любой области, в любом крае, тем более в це­ лых республиках: тема эта — о новых путях и средствах сообщения. Кто не знает, что лентой из наших рельсовых путей можно трижды опоясать весь земной шар? Кому не известно, как победоносно справилась наша великая же­ лезнодорожная держава с величайшими масштабами спешных грузопотоков с во­ стока на запад и с запада на восток в го­ ды Великой Отечественной войны? Новые большие вагоны, новые паровозы — мощнейшие в Европе, собственные со­ ветские электровозы и тепловозы, новые тяжелые рельсы, рассчитанные на долго­ срочную службу, новые скорости движе­ ния, а, главное — все новые и новые стальные пути, прокладываемые по стране еще со времен Турксиба, сооруженного по инициативе товарища Сталина... Вот чем было усилено кровообращение в гигант­ ском организме могучего нашего государ­ ства еще в довоенные пятилетки! Уже к началу Великой Отечественной войны рельсовая сеть у нас почти удвоилась, а грузооборот увеличился в шесть с лиш­ ним раз по сравнению с дореволюцион­ ным. Новая пятилетка и здесь, однако, ни­ мало не удовлетворяется достигнутым: в последнем ее году советские железно­ дорожники должны будут перевезти ок ?- ло двух миллиардов пассажиров, что рав­ няется, как известно, количеств всех людей на нашей планете. Количество грузов воз­ растет во много раз. Вот почему все но­ вые и новые дороги у нас электрифици­ руются, как, например, сильно загружен­ ная перевальная линия на Урале (Челя­ бинск—Уфа) и многие другие; вот почему строится множество вторых путей, в гом числе такие длиннейшие, как из Сибири, от Омска — до самой Волги, до Горького; вот почему более семи тысяч километроч новых железных дорог будет проложено за эту пятилетку по СССР, преимущест­ венно на востоке, в районах растущей но­ вой индустрии и в краях, осваиваемых по- настоящему впервые. Какие громадные новые магистрали по­ лучит родина, можно показать хотя бы на одном лишь примере, который приведен в книге Н. Михайлова: «...в конце пятилетки новая колея про­ тянется от Волги до Енисея, — начнет­ ся у Куйбышева, перевалит горный Урал к Магнитогорску, пройдет по степям че­ рез Акмолинск. Павлодар и Барнаул, вый­ дет к Кузбассу, снова углубится в горы, прорежет их и спустится в долину Ени­ сея, к Абакану. На новом стальном стерж­ не окажутся несметные богатства: руды горной Башкирии, сталь Магнитогорска, хлеб степей Зауралья, Казахстана и Ал­ тая, соли Кулунды, уголь Экибастуза и Кузбасса, лес и железные руды Кузнец­ кого Ала-Тау...». Это и есть строительство Южсиба, важ­ нейшее из всех железнодорожных пред­ приятий новой пятилетки. Как указывает Михайлов, одни только земляные работы на этой стройке были бы достаточны, что­ бы «прорыть канал от Балтийского моря до Черного», а горы и скалы придется еще пробивать многими километрами тон­ нелей, не говоря уже о мостах через мно­ жество рек и речушек... Нельзя сказать, что создание Южно- Сибирской магистрали совсем не привле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2