Сибирские огни, 1948, № 3
ла будет получать в 11 раз больше, чем до зо-ны! Поистине неисчерпаем всесоюзный «те матический запас» для произведений во всех жанрах и прежде всего, конечно, для самых разнообразных очерков о развитии нашей советской индустрии, науки и тех ники во всех областях. Ведь сейчас, в по слевоенной сталинской пятилетке, Урал, на пример, по размаху машиностроительной промышленности, по уровню ее культуры, пожалуй, не уступит центру. Турбинный завод, только недавно родившийся, уже производит паровые турбины для самой Москвы. Конвейер в Миассе будет выпу скать автомобили. Развитие машинострое ния в восточных районах СССР — поисти не самый знаменательный сдвиг в геогра фии страны, самое яркое доказательство огромного роста нашей производственной культуры. Вот сибирские города — чего только не строят нынче их заводы! Паро возостроение в Красноярске и в Улан-Удэ, сельскохозяйственное машиностроение и автосборка в Омске, судостроение в Тю мени, станкостроение в Новосибирске. А строятся еще новые и новые заводы: толь ко одних автомобильных сколько поднимет нынешняя пятилетка — и в Москве, и в Ульяновске, и в Кутаиси, и в том же Новосибирске, и в Минске, и в Днепро петровске... Не только индустрию и сельское хозяй ство СССР изобразил Николай Михайлов динамически, наступательно; свое движе ние вперед расширяют, по воле советского человека, и лесные, а не только земле дельческие культуры в нашей непрерывно преображающейся стране. Сибирская лист венница, например, — прочнейший матери ал для строительства жилищ и других сооружений—появится в срединных рай онах РСФСР; сосна распространится до самого Тянь-Шаня, усиливая водоохран ную роль тамошних лесов; среди лесосте пей будут посажены лучшие древесные по роды Дальнего Востока. На каждой своей странице, рассыпая не только темы, но д а же фабулы и сюжеты для других авторов, много интереснейших фактов приводит Н. Михайлов, рассказывая о борьбе совет ских людей с пустынями, с песками, о хлопотах народа по размножению рыбы и ценного зверя, о богатых охотничьих про мыслах в лесных массивах страны и о многом другом... Конечно, не каждую из этих тем и не в каждом крае или области должна не пременно и точно осветить наша очерко вая литература, но при всем том есть еше одна тема, без которой ни один очеркист, при любом богатстве остального материа ла, не сможет об’яенить читателю успехи социалистического строительства в любой области, в любом крае, тем более в це лых республиках: тема эта — о новых путях и средствах сообщения. Кто не знает, что лентой из наших рельсовых путей можно трижды опоясать весь земной шар? Кому не известно, как победоносно справилась наша великая же лезнодорожная держава с величайшими масштабами спешных грузопотоков с во стока на запад и с запада на восток в го ды Великой Отечественной войны? Новые большие вагоны, новые паровозы — мощнейшие в Европе, собственные со ветские электровозы и тепловозы, новые тяжелые рельсы, рассчитанные на долго срочную службу, новые скорости движе ния, а, главное — все новые и новые стальные пути, прокладываемые по стране еще со времен Турксиба, сооруженного по инициативе товарища Сталина... Вот чем было усилено кровообращение в гигант ском организме могучего нашего государ ства еще в довоенные пятилетки! Уже к началу Великой Отечественной войны рельсовая сеть у нас почти удвоилась, а грузооборот увеличился в шесть с лиш ним раз по сравнению с дореволюцион ным. Новая пятилетка и здесь, однако, ни мало не удовлетворяется достигнутым: в последнем ее году советские железно дорожники должны будут перевезти ок ?- ло двух миллиардов пассажиров, что рав няется, как известно, количеств всех людей на нашей планете. Количество грузов воз растет во много раз. Вот почему все но вые и новые дороги у нас электрифици руются, как, например, сильно загружен ная перевальная линия на Урале (Челя бинск—Уфа) и многие другие; вот почему строится множество вторых путей, в гом числе такие длиннейшие, как из Сибири, от Омска — до самой Волги, до Горького; вот почему более семи тысяч километроч новых железных дорог будет проложено за эту пятилетку по СССР, преимущест венно на востоке, в районах растущей но вой индустрии и в краях, осваиваемых по- настоящему впервые. Какие громадные новые магистрали по лучит родина, можно показать хотя бы на одном лишь примере, который приведен в книге Н. Михайлова: «...в конце пятилетки новая колея про тянется от Волги до Енисея, — начнет ся у Куйбышева, перевалит горный Урал к Магнитогорску, пройдет по степям че рез Акмолинск. Павлодар и Барнаул, вый дет к Кузбассу, снова углубится в горы, прорежет их и спустится в долину Ени сея, к Абакану. На новом стальном стерж не окажутся несметные богатства: руды горной Башкирии, сталь Магнитогорска, хлеб степей Зауралья, Казахстана и Ал тая, соли Кулунды, уголь Экибастуза и Кузбасса, лес и железные руды Кузнец кого Ала-Тау...». Это и есть строительство Южсиба, важ нейшее из всех железнодорожных пред приятий новой пятилетки. Как указывает Михайлов, одни только земляные работы на этой стройке были бы достаточны, что бы «прорыть канал от Балтийского моря до Черного», а горы и скалы придется еще пробивать многими километрами тон нелей, не говоря уже о мостах через мно жество рек и речушек... Нельзя сказать, что создание Южно- Сибирской магистрали совсем не привле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2