Сибирские огни, 1948, № 3
рыбаки называют «золотым дном» уже не ради авторской любви к дешевым краси востям, а за всегдашние богатые уловы рыбы у здешних умелых мастеров, — Се рова ищет там лучших людей района, с похвальным намерением «посмотреть, как они работают»; но первого же, кого, по словам Серовой, ей «особенно нужно было», бригадира Малыгина, она, к несча стью, на работе «не застает» и уезжает обратно, а потом, наоборот, весьма «удач но» встречается с ним в гостях, где от него же самого и узнает, что его «хвали ли в рыбзаводе на собраниях, писали о нем в газете, имя его стояло на доске по чета»; что же касается непосредственных впечатлений автора, то из них на первый план выпирают такие, по которым главной чертой знатного рыбака Забайкалья ока зывается то, что он, видите ли, «родился азартным», и трудовые успехи его об’яс- няюг «опять тот же азарт и неусидчи вость в характере». Когда же, в других очерках, автор сам оказывается вместе с рыбаками на про мысле, то в беседе с ними записывает, на пример, следующую, якобы, поговорку: «у рыбака голы бока, а обед барский», или шутку, которую автор называет «не сов сем веселой»: «живем — дикари дикаря ми... живем в лесу, молимся колесу, и шум байкальский за музыку сходит»... Вот и все, что «сумела увидеть» О. Се рова на современных байкальских рыбных промыслах! Главное ли там это, типична ли подобная «картина» — автор вряд ли осмелится утверждать. Савва Кожевников в очерке «Белая тайга» («Сибирские огни» № 2 за 1947 г.) тоже начинает с любования пейзажем: «Сани подымались на новый увал. Мы уже знали закон леса: на вершине увала нас встретят сосны, несколько ниже — плато с супесями, оно будет занято кед ровой тайгой или березами. В низине, в логу появятся пихты, а рядом с ними бу дут стоять темные, словно вставленные в бледную рамку зубчатые ели. Но что это? На вершине увала мы увидели бере зы. Стволы их были как колонны из бело го мрамора. Они сдвинулись друг к другу, вскинули вверх упругие ветви и шли по увалу, спускались в низину, в лога, под нимались на новый увал — и так до са мого горизонта, насколько видел глаз... Белая тайга! Мы остановили лошадей и долго стояли на увале и не могли оторвать глаз от се ребряных стволов, от пушистых аксельбан тов, развешенных по ветвям на голубом фоне неба, от искрящихся снегов. Небо над нами вдруг стало выше. Купол его, вылитый из лазури, наполнился искорками яркого света. Все это казалось не настоя щим, словно во сне. — Вот она — белая тайга». Картина, данная здесь писателем, выра зительна. Однако, в отличие от той же Ольги Серовой, явно предпочитающей живописать лишь природу, а не человека, Савва Кожевников сразу же показывает нам современного советского человека хо зяином этой сказочно-глухой и сказочно красивой «белой тайги». Эти громадные' березовые леса в Чулымской тайге, кото рые когда-то были известны лишь по ле гендам, теперь не только найдены совет скими людьми, но уже начали служить- свою ценнейшую службу нашему народно му хозяйству, — хотя бы вот в этом же- леспромхозе, какой показан у Кожевнико ва. В № 5 «Сибирских огней» за. 1947 год очерк Г. Кублицкого «За голубыми Сая нами» тоже очень интересен и примечате лен. Он рассказывает о том, что' для ту винского народа наша новая пятилетка яв ляется первой пятилеткой, потому что ту винский народ — «один из самых молодых наших спутников на той великой дороге, по которой мы победоносно и гордо идек 30 лет». Конечно, трудно удивить советского че ловека трактором, поднимающим целину, или хорошей пятистенной избой, или ста риком, читающим книгу. «Но знаешь ли- ты, мой читатель, — пишет Г. Кублицкий, — что лет тридцать назад тувинец раз равнивал землю колючим кустарником, не* зная бороны; что единственным жильем его был дымный берестяной чум, в лучшем случае — юрта; что тогда никакой ста рик и вообще никто на белом свете не- мог бы читать тувинскую книгу по той* простой причине, что не существовало са мой тувинской письменности! Нельзя вер но судить о развитии и духовной жизни народа, пне зная его истории. Тувинец, впервые сев за руль трактора, сделал се мимильный шаг вперед по пути культуры, и прогресса; это также бесспорно, как то, что американец, сидя за рулем автомобиля во время охотм на негра, мчится прямиком? в каменный век...». Эти сильные, прекрасные строки очерка? Г. Кублицкого, как и весь поэтичный очерк Саввы Кожевникова о белой тайге, как и лучшие страницы дневника К- Со болевской и А. Янушевич, участников экспедиции Западно-сибирского филиала Академии Наук («В стране голубой реки», «Сиб. огни» !Nb 3, 1947 г.), — все это-1 заслуженно было отнесено к художествен ной литературе на конференции редакто ров русских журналов и альманахов в рес публиках, краях и областях СССР. ❖** Не так давно, вместе со всей страной' празднуя 800-летие Москвы, любимой сто лицы великого нашего государства, мно гие писатели и журналисты, такие непохо жие друг на друга, как Н. Тихонов и М. Шагинян, как JI. Леонов и Е. Кригер, как И. Эренбург и К. Симонов — блестя ще доказали своими очерками в коллек тивной книге «Слово о Москве», что и* прошлое, и настоящее, и будущее великого города — это тема увлекательнейшая, волнующе-интересная, вечно живая. Писатели, живущие в областных и крае вых городах, посвятили им немало произ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2