Сибирские огни, 1948, № 3

дальше и ночевали в долине Б. Улегема в палатке, где все поместились — конеч­ но тесно и жестко, прямо на земле, покры­ той брезентом. Дальше пошли уже хорошо знакомые мне места — большой перевал через горы между Б. Улегемом и Б. Еломаном, от­ лично разработанный, несколько теперь хо­ рошо расширенных бомов в гранитных мас­ сивах на Катуни, новый висячий цепной мост через нее вместо перевоза у Ини и далее путь по р. Чуе, где мы ночевали опять перед перевалом через Аржаную го­ ру после белых бомов, также расширен­ ных. У ст. Курайки на Курайской степи мы встретились с геологами Западно-Си­ бирского Геолуправления. В Кош-агач мы не поехали, а у устья р. Чаган-узун мино­ вали р. Чую по новому мосту и подня­ лись (в машине) высоко на северный склон гряды между долинами Чуй и Чаган-узу- на, где работался недавно открытый руд­ ник киновари. От маленького поселка, до которого доехала машина, расположенного на косогоре на высоте около 1.900 м, нужно было подняться еще выше, чтобы побывать в руднике для осмотра забоев. Но это было уже не по моим силам и я остался в поселке, рассматривая только образчики руды, пока более молодые езди­ ли верхом наверх. Обратно мы поехали еще скорее и ноче­ вали на ст. Курайке и в Онг'удае в домах, так как благоприятствовавшая нам погода испортилась и полил дождь. В общем эта поездка была интересна для меня потому, что большую часть Чуйского тракта (при том наиболее интересную) я уже хорошо знал по медленному осмотру 1914 г. и бы­ стрый проезд на машине возрождал старые впечатления, без которых в памяти остал­ ся бы только калейдоскоп быстро сменяю­ щих друг друга картин, как в кинотеатрах. Очень редко я останавливал машину, что­ бы взять образчик заинтересовавшей меня скалы у дороги. После двух недель спокойной жизни в Манжероке представитель Облисполкома организовал вторую поездку на машинах, в этот раз вверх по р. Катуни до месторож­ дений мраморов в боковой долине рч. Орон- туй, открытых экспедициями Академии и Геолуправления. Выше моста на Чуйском тракте долина р. Катуни становится еще живописнее; дорога, конечно, уже не пре­ красный тракт, а улучшенная грунтовая, идет все время по правому берегу, боль­ шею частью по нижней террасе, через ред­ кие селения и небольшие аилы алтайцев, по полям, лугам и перелескам. На обоих склонах высокие лесистые горы, глубокие боковые долины. Миновали с. Чепош, с. Узнезя, далее Эликманар, Чемал (опи­ сываемый ниже), Еланду. В 13 км от по­ следнего долина Катуни выше крутого, но короткого изгиба в начале нового расши­ рения представляет интересный порог Тел- лекпень, где река, в других местах дости­ гающая ширины в 150—200 м, на протяже­ нии около 500 м врезана в темные скалы каналом, шириной в среднем 20 м, но ме­ стами суживающимся выступами скал дС* 7—8 м. Мутнозеленая вода мчится, пенясь и волнуясь, по этому каналу, врезанному в- коренные породы дна долины, над которы­ ми крутым откосом поднимается терраса. Дорога идет вдоль этого порога, который очень мешает сплаву леса с вышележащей части Катуни. Алтайская легенда утверж­ дает, что в этом месте какие-то богатыри строили мост через реку, но не смогли за­ кончить, не справились с рекой, которая ночью размывала то, что они построили днем. Склоны долины в этой части мало­ лесистые, очень скалистые, гребни гор и" вершины острые, в них господствуют свет­ лые известняки. Выше этого порога, у которого мы ко­ нечно остановились И' спускались по отко­ су к самой трубе, в которой кипит и пере- - катывается волнами Катунь, мы видели одиночного старателя золотоискателя с женой. Он выбирал из современного галеч­ ника реки, выступавшего на откосе берега, более мелкий материал и промывал его на маленькой бутаре, на которую желобком была проведена вода из реки. Наносы по­ следней оказываются содержащими в не­ большом количестве мелкое золото. Выше с. Эджиген мы остановились на ' берегу Катуни и раскинули палатку на лу­ жайке среди крупных глыб камня, когда-то оставленных огромным ледником, который полз с Катунских альп вниз по долине Ка­ туни до самого слияния ее с Бией. Здесь нужно было перебраться на левый берег, чтобы проехать к выходам мраморов, но лодка перевезти машины, конечно, не могла и мы поехали дальше налегке. На том бе­ регу в устье боковой долины ждали ло­ шади в легких тележках и мы поехали! вверх по узкой долине рч. Ороктуй через- какое-то село, затем по боковой долине лесом к какой-то поляне, где был раньше стан мраморщиков. Но гам мы не нашли никого, только обломки белого и розового' мрамора, а выходы его были высоко на< склонах в лесу. Эта поездка кроме впе­ чатлений о живописной долине, чащах ле­ са, неровной дороге и крутых косогорах., ничего не дала; а так как я дневника не вел из-за неудобной обстановки, то и под­ робности поездки забылись. Вернувшись с этой экскурсии и опять- переночевав на берегу Катуни, мы поеха­ ли назад, но остановились немного выше- с. Чемал и прошли в сторону от дороги; здесь можно было видеть огромные ворота,- в скалах на берегах реки выше села, где- река билась и кипела в порогах, и крутой спуск к ним, над которым мы стояли. Пря­ мо на север от нас, на прогалине большо­ го соснового бора, на горе, которую доро­ га огибает, стоял двухэтажный дом отдыха этого курорта, посещаемый членами правительства. Чемал славился и раньше - как интересное дачное место в кругу том­ ских профессоров и, познакомившись с ним-’ мимоездом, я теперь пожалел, что не про­ вел на нем лето—другое в период томской", жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2