Сибирские огни, 1948, № 3
дальше и ночевали в долине Б. Улегема в палатке, где все поместились — конеч но тесно и жестко, прямо на земле, покры той брезентом. Дальше пошли уже хорошо знакомые мне места — большой перевал через горы между Б. Улегемом и Б. Еломаном, от лично разработанный, несколько теперь хо рошо расширенных бомов в гранитных мас сивах на Катуни, новый висячий цепной мост через нее вместо перевоза у Ини и далее путь по р. Чуе, где мы ночевали опять перед перевалом через Аржаную го ру после белых бомов, также расширен ных. У ст. Курайки на Курайской степи мы встретились с геологами Западно-Си бирского Геолуправления. В Кош-агач мы не поехали, а у устья р. Чаган-узун мино вали р. Чую по новому мосту и подня лись (в машине) высоко на северный склон гряды между долинами Чуй и Чаган-узу- на, где работался недавно открытый руд ник киновари. От маленького поселка, до которого доехала машина, расположенного на косогоре на высоте около 1.900 м, нужно было подняться еще выше, чтобы побывать в руднике для осмотра забоев. Но это было уже не по моим силам и я остался в поселке, рассматривая только образчики руды, пока более молодые езди ли верхом наверх. Обратно мы поехали еще скорее и ноче вали на ст. Курайке и в Онг'удае в домах, так как благоприятствовавшая нам погода испортилась и полил дождь. В общем эта поездка была интересна для меня потому, что большую часть Чуйского тракта (при том наиболее интересную) я уже хорошо знал по медленному осмотру 1914 г. и бы стрый проезд на машине возрождал старые впечатления, без которых в памяти остал ся бы только калейдоскоп быстро сменяю щих друг друга картин, как в кинотеатрах. Очень редко я останавливал машину, что бы взять образчик заинтересовавшей меня скалы у дороги. После двух недель спокойной жизни в Манжероке представитель Облисполкома организовал вторую поездку на машинах, в этот раз вверх по р. Катуни до месторож дений мраморов в боковой долине рч. Орон- туй, открытых экспедициями Академии и Геолуправления. Выше моста на Чуйском тракте долина р. Катуни становится еще живописнее; дорога, конечно, уже не пре красный тракт, а улучшенная грунтовая, идет все время по правому берегу, боль шею частью по нижней террасе, через ред кие селения и небольшие аилы алтайцев, по полям, лугам и перелескам. На обоих склонах высокие лесистые горы, глубокие боковые долины. Миновали с. Чепош, с. Узнезя, далее Эликманар, Чемал (опи сываемый ниже), Еланду. В 13 км от по следнего долина Катуни выше крутого, но короткого изгиба в начале нового расши рения представляет интересный порог Тел- лекпень, где река, в других местах дости гающая ширины в 150—200 м, на протяже нии около 500 м врезана в темные скалы каналом, шириной в среднем 20 м, но ме стами суживающимся выступами скал дС* 7—8 м. Мутнозеленая вода мчится, пенясь и волнуясь, по этому каналу, врезанному в- коренные породы дна долины, над которы ми крутым откосом поднимается терраса. Дорога идет вдоль этого порога, который очень мешает сплаву леса с вышележащей части Катуни. Алтайская легенда утверж дает, что в этом месте какие-то богатыри строили мост через реку, но не смогли за кончить, не справились с рекой, которая ночью размывала то, что они построили днем. Склоны долины в этой части мало лесистые, очень скалистые, гребни гор и" вершины острые, в них господствуют свет лые известняки. Выше этого порога, у которого мы ко нечно остановились И' спускались по отко су к самой трубе, в которой кипит и пере- - катывается волнами Катунь, мы видели одиночного старателя золотоискателя с женой. Он выбирал из современного галеч ника реки, выступавшего на откосе берега, более мелкий материал и промывал его на маленькой бутаре, на которую желобком была проведена вода из реки. Наносы по следней оказываются содержащими в не большом количестве мелкое золото. Выше с. Эджиген мы остановились на ' берегу Катуни и раскинули палатку на лу жайке среди крупных глыб камня, когда-то оставленных огромным ледником, который полз с Катунских альп вниз по долине Ка туни до самого слияния ее с Бией. Здесь нужно было перебраться на левый берег, чтобы проехать к выходам мраморов, но лодка перевезти машины, конечно, не могла и мы поехали дальше налегке. На том бе регу в устье боковой долины ждали ло шади в легких тележках и мы поехали! вверх по узкой долине рч. Ороктуй через- какое-то село, затем по боковой долине лесом к какой-то поляне, где был раньше стан мраморщиков. Но гам мы не нашли никого, только обломки белого и розового' мрамора, а выходы его были высоко на< склонах в лесу. Эта поездка кроме впе чатлений о живописной долине, чащах ле са, неровной дороге и крутых косогорах., ничего не дала; а так как я дневника не вел из-за неудобной обстановки, то и под робности поездки забылись. Вернувшись с этой экскурсии и опять- переночевав на берегу Катуни, мы поеха ли назад, но остановились немного выше- с. Чемал и прошли в сторону от дороги; здесь можно было видеть огромные ворота,- в скалах на берегах реки выше села, где- река билась и кипела в порогах, и крутой спуск к ним, над которым мы стояли. Пря мо на север от нас, на прогалине большо го соснового бора, на горе, которую доро га огибает, стоял двухэтажный дом отдыха этого курорта, посещаемый членами правительства. Чемал славился и раньше - как интересное дачное место в кругу том ских профессоров и, познакомившись с ним-’ мимоездом, я теперь пожалел, что не про вел на нем лето—другое в период томской", жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2