Сибирские огни, 1948, № 3
ВТОРАЯ ПОЕЗДКА НА АЛТАЙ В 1936 г. По возвращении с Алтая в 1914 г. мне уже долго не пришлось бывать в Сибири, хотя ее геологией я занимался почти все время. В 1922 г. в статье о юных движе ниях на древнем темени Азии, написанной но поводу 75-летия моего учителя А. П. Карпинского, я рассмотрел значение моло дых движений земной коры по разломам, ■обнаруженным в Калбинском хребте и на Алтае, также для области Сибирской платформы. Затем подготовил краткую ■сводку геологии всей Сибири в одном томе с начала постройки железной дороги че рез Сибирь. Закончил и сдал в печать два выпуска с описанием геологии ни зовий р. Бодайбо по исследованиям 1901 г., оставшиеся еще неизданными. Это возрождение интереса к геологии Ленских приисков совпало с пригла шением меня организовать на них раз ведочные работы, которые, впрочем, не ■осуществились из-за сдачи этих приисков в концессию. Но геологией золотоносных районов я затем занялся как консультант «начала по Алданскому тресту, а затем по Всесоюзному, и организовал новые ис следования к востоку и к югу от Ленских приисков. Избрание в Академию наук СССР и пе реселение в связи с этим в Ленинград в 1929 г. прекратили как преподавание, так и эти работы по золотому делу. Я, наконец, получил возможность полностью заняться выполнением затянувшейся обработки ма териалов по геологии Внутренней Азии и ■сводными работами по Сибири. Я начал с материалов по Пограничной Джунгарии, а тю Сибиои приступил к изданию истории ее геологического исследования и органи- -зовзл изучение береговой полосы озера 'Байкала сотрудниками Академии. В сбор нике з честь шестидесятилетия академика В. И. Вернадского я поместил статью о молодости рельефа Сибири, в которой рас пространил свои представления о роли мо- „лодых тектонических движений на всю территорию этой страны. В 1934 г. Академия наук организовала конференцию по производительным силам «Большого Алтая», под которым подразу мевались, кроме собственно Алтая, также Калбинский хребет и другие горы на ле вом берегу р. Иртыша и Кулундинская ■степь. Поэтому в конференции были заин тересованы Казахская ССР, в пределы ко торой входят также Рудный и частью Юж ный Алтай, Горно-Алтайская автономная •обчасть и Новосибирская область. После конференции были организованы экспеди ции по сельскому хозяйству, животновод ству, лесоводству, в которых, кроме ин ститутов Академии наук, приняли участие Западно-Сибирское геологическое управ ление и другие ведомства. В 1936 г. мне предложили посетить Ал тай для ознакомления с достижениями .-экспедиции и для организации отчетного совещания в Горно-Алтайске, столице ав тономной области. Облисполком пригласил меня пожить на курорте Манжерок и еде чать экскурсию по Алтаю для озна комления с результатами работ. Я охотно согласился, Алтай продолжал меня инте ресовать, и взглянуть на него, а также по пути туда, на Сибирь, после 22-летнего промежутка и в новых условиях социали стического хозяйства, было, конечно, за манчиво. Я с женой Евой Самойловной выехали в конце июня из Москвы, провели два дня в Новосибирске, где осмотрели маленький недавно организованный музей, и походили по городу, который, в сущности, возник вместе с железной дорогой и все еще на ходился в стадии достройки. Под вечер сели в поезд, идущий в Бийск, и, к со жалению, проходящий большую часть местности ночью. Утром мы были уже на вокзале в Бийске, куда вскоре приехал представитель испол нительного комитета автономной области в большой легковой машине. Мы поместились в ней со всем багажом и поехали. Бийск еще не производил впечатления растуще го города, новостью был только пловучий мост через р. Бию вместо перевоза. За мо стом дорога пошла на восток по открытой местности между низовьями рек Катуни и Бии, сплошь распаханной на протяже нии около 35 км; только вдали на юге ма нили к себе первые высоты Алтая. Вместе с поворотом р. Катуни на юг повернула туда и дорога и приблизилась к реке, спу стившись с плоских высот к устью рч. Бе резовки и следуя далее уже вдоль право го б'рега Катуни, здесь скользящей спо койно между откосами высоких террас и окаймленной лугами и кустами. Холмы пра вого берега постепенно повышались, но езда на машине не давала возможности со средоточить свое внимание на чем-нибудь, впечатления слишком быстро сменяли друг днуга. Я оч^нь скоро убедился, что гео логу езда на автомобиле приносит мало пользы, хорошая работа совместима только с более медленным передвижением. Быстро придвигались к нам первые вы соты Алтая, уже покрытые лесом, а пло ские степные холмы остались позади. У с. Майма мы не свернули с тракта влево вглубь первых плоских гор, где в большой котловине расположена столица автоном ной области. Представитель облиспол кома заявил, что он доставит нас прямо на курорт Манжерок, еще 25 км дальше, где мы отдохнем с дороги, осмотримся и об судим, куда ехать. Тракт был в прекрасном состоянии. Большую излучину Катуни вы ше с. Айского тракт спрямляет, отдаляясь от реки; Манжерок на берегу последней остается в стороне и к нему от тракта спускаемся. Здесь уже поднимаются горы метров на 500—700 над Катуныо, на них щетинится редкий лес; река бьется на не скольких порогах и ночью ясно слышен ее шум.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2