Сибирские огни, 1948, № 3

ВТОРАЯ ПОЕЗДКА НА АЛТАЙ В 1936 г. По возвращении с Алтая в 1914 г. мне уже долго не пришлось бывать в Сибири, хотя ее геологией я занимался почти все время. В 1922 г. в статье о юных движе­ ниях на древнем темени Азии, написанной но поводу 75-летия моего учителя А. П. Карпинского, я рассмотрел значение моло­ дых движений земной коры по разломам, ■обнаруженным в Калбинском хребте и на Алтае, также для области Сибирской платформы. Затем подготовил краткую ■сводку геологии всей Сибири в одном томе с начала постройки железной дороги че­ рез Сибирь. Закончил и сдал в печать два выпуска с описанием геологии ни­ зовий р. Бодайбо по исследованиям 1901 г., оставшиеся еще неизданными. Это возрождение интереса к геологии Ленских приисков совпало с пригла­ шением меня организовать на них раз­ ведочные работы, которые, впрочем, не ■осуществились из-за сдачи этих приисков в концессию. Но геологией золотоносных районов я затем занялся как консультант «начала по Алданскому тресту, а затем по Всесоюзному, и организовал новые ис­ следования к востоку и к югу от Ленских приисков. Избрание в Академию наук СССР и пе­ реселение в связи с этим в Ленинград в 1929 г. прекратили как преподавание, так и эти работы по золотому делу. Я, наконец, получил возможность полностью заняться выполнением затянувшейся обработки ма­ териалов по геологии Внутренней Азии и ■сводными работами по Сибири. Я начал с материалов по Пограничной Джунгарии, а тю Сибиои приступил к изданию истории ее геологического исследования и органи- -зовзл изучение береговой полосы озера 'Байкала сотрудниками Академии. В сбор­ нике з честь шестидесятилетия академика В. И. Вернадского я поместил статью о молодости рельефа Сибири, в которой рас­ пространил свои представления о роли мо- „лодых тектонических движений на всю территорию этой страны. В 1934 г. Академия наук организовала конференцию по производительным силам «Большого Алтая», под которым подразу­ мевались, кроме собственно Алтая, также Калбинский хребет и другие горы на ле­ вом берегу р. Иртыша и Кулундинская ■степь. Поэтому в конференции были заин­ тересованы Казахская ССР, в пределы ко­ торой входят также Рудный и частью Юж­ ный Алтай, Горно-Алтайская автономная •обчасть и Новосибирская область. После конференции были организованы экспеди­ ции по сельскому хозяйству, животновод­ ству, лесоводству, в которых, кроме ин­ ститутов Академии наук, приняли участие Западно-Сибирское геологическое управ­ ление и другие ведомства. В 1936 г. мне предложили посетить Ал­ тай для ознакомления с достижениями .-экспедиции и для организации отчетного совещания в Горно-Алтайске, столице ав­ тономной области. Облисполком пригласил меня пожить на курорте Манжерок и еде чать экскурсию по Алтаю для озна­ комления с результатами работ. Я охотно согласился, Алтай продолжал меня инте­ ресовать, и взглянуть на него, а также по пути туда, на Сибирь, после 22-летнего промежутка и в новых условиях социали­ стического хозяйства, было, конечно, за­ манчиво. Я с женой Евой Самойловной выехали в конце июня из Москвы, провели два дня в Новосибирске, где осмотрели маленький недавно организованный музей, и походили по городу, который, в сущности, возник вместе с железной дорогой и все еще на­ ходился в стадии достройки. Под вечер сели в поезд, идущий в Бийск, и, к со­ жалению, проходящий большую часть местности ночью. Утром мы были уже на вокзале в Бийске, куда вскоре приехал представитель испол­ нительного комитета автономной области в большой легковой машине. Мы поместились в ней со всем багажом и поехали. Бийск еще не производил впечатления растуще­ го города, новостью был только пловучий мост через р. Бию вместо перевоза. За мо­ стом дорога пошла на восток по открытой местности между низовьями рек Катуни и Бии, сплошь распаханной на протяже­ нии около 35 км; только вдали на юге ма­ нили к себе первые высоты Алтая. Вместе с поворотом р. Катуни на юг повернула туда и дорога и приблизилась к реке, спу­ стившись с плоских высот к устью рч. Бе­ резовки и следуя далее уже вдоль право­ го б'рега Катуни, здесь скользящей спо­ койно между откосами высоких террас и окаймленной лугами и кустами. Холмы пра­ вого берега постепенно повышались, но езда на машине не давала возможности со­ средоточить свое внимание на чем-нибудь, впечатления слишком быстро сменяли друг днуга. Я оч^нь скоро убедился, что гео­ логу езда на автомобиле приносит мало пользы, хорошая работа совместима только с более медленным передвижением. Быстро придвигались к нам первые вы­ соты Алтая, уже покрытые лесом, а пло­ ские степные холмы остались позади. У с. Майма мы не свернули с тракта влево вглубь первых плоских гор, где в большой котловине расположена столица автоном­ ной области. Представитель облиспол­ кома заявил, что он доставит нас прямо на курорт Манжерок, еще 25 км дальше, где мы отдохнем с дороги, осмотримся и об­ судим, куда ехать. Тракт был в прекрасном состоянии. Большую излучину Катуни вы­ ше с. Айского тракт спрямляет, отдаляясь от реки; Манжерок на берегу последней остается в стороне и к нему от тракта спускаемся. Здесь уже поднимаются горы метров на 500—700 над Катуныо, на них щетинится редкий лес; река бьется на не­ скольких порогах и ночью ясно слышен ее шум.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2