Сибирские огни, 1948, № 3

вместе с Гудковым небольшие экскурсии по окрестностям, а также пересмотрел со- • бранные им и его помощниками, жившими на стану, коллекции, дававшие представ­ ление о всех породах этой группы железо­ рудных месторождений. Кроме штока Тель- •бес на правом берегу р. Тельбес, который мы осмотрели в штольне и на поверхно­ сти, на другом берегу этой речки имелись еще штоки Одрэбаш, горы Темир-тау, Су- харинка и несколько других того же ти­ па, разбросанные среди тайги на волнистой поверхности древней почти равнины. Объ­ езжать и осматривать все эти месторожде­ ния не было надобности, они были уже изучены и описаны П. П. Гудковым с его сотрудниками и мой очень беглый осмотр не мог прибавить ничего существенного. На подробное же изучение их я не имел ни полномочий, ни времени. Все эти место­ рождения были необходимы для обеспече­ ния работы будущего металлургического Кузнецкого завода, так как каждое из них в отдельности было недостаточно по своим запасам. Одно из этих месторождений — Суха- ринское было открыто уже в XVIII веке, а остальные в 1893 г. инженером Круп­ ским, когда царский кабинет стал искать руду для своего старого Гурьевского за­ вода у подножия хребта Салаира, но из-за большого расстояния и отсутствия дороги не использовал это открытие. Оно получи­ ло значение только после Октябрьской ре­ волюции, когда на левом берегу р. Томи даротив старого Кузнецка был воздвигнут первоклассный Сталинский завод, выплав­ ляющий чугун и сталь из руд Тельбесско- то района и других, найденных позже в глубинах Кузнецкого Алатау. Хотя я не поехал на остальные место­ рождения, но знакомство с одним из них -позволило мне позже составить отзыв об отчете П. П. Гудкова о Тельбесской груп­ пе и выполненных на ней разведках и указать некоторые недостатки их и жела­ тельные дополнительные исследования. С Тельбесского стана мы уехали по воде в небольшом бате, т. е. длинной и узкой лодке, выдолбленной из древесного ство­ ла . В ней каждый человек должен был сидеть порознь — двое рядом не помеща­ лись. Кроме меня и сына с небольшим, ба­ гажом (главный был отправлен из Томска на пароходе в Бийск), в бат сел опытный гребец на корме, он же рулевой, и мы поплыли вниз по течению р. Тельбес, не­ большой, но быстрой речки. Крутые бере­ га часто представляли скалы среди сбе­ гавших по склонам кустов и деревьев. Плаванье напомнило мне такой же марш­ рут в бате вниз по р. Хилку в 1896 г.; но только тогда нужно было напряженно работать, набрасывать извилины реки, дер­ жа в руках компас, следить за выходами горных пород и условиями их залегания, чтобы своевременно пристать к берегу для осмотра обнажения. А теперь я плыл без­ заботно, любуясь видами берегов, скалами разного вида и цвета, зеленью кустов и деревьев. Погода была ясная и теплая. 'Опасных перекатов и шивер на Тельбесе не было, может быть, потому, что весен­ нее половодье еще не кончилось, и бат скользил спокойно и быстро по водной глади извилистого русла. Кое-где из воды выдавались округлости больших камней, которые рулевой обходил легко. Километрах в 5—6 от рудника Тельбес впал в р. Мундыбаш, того же горного ти­ па, но немного крупнее, а четверть часа спустя мы выплыли уже в р. Кондому — большую и менее быструю реку. По ней мы плыли вниз еще час или полтора, лю­ буясь ее высокими берегами, в которых выступали большими утесами светлые и красноватые осадочные породы в некру­ том залегании, а в одном месте правого берега сейчас ниже устья р. Мундыбаш об­ ратил на себя внимание большой утес ка­ кой-то изверженной породы, разбитой на правильные столбы. Возле деревни Кузедеевой мы прости­ лись с нашим гребцом и прошли на зем­ скую квартиру, где заказали себе обед и лошадей, чтобы ехать по тракту прямо в Бийск. По прямой линии до этого города от Кузедеевой 150 км, по тракту на 20—25 км больше. Местность неинтерес­ ная — плоские высоты, занятые лесом или полями, небольшие речки в широких доли­ нах, села; обратил на себя внимание боль­ шой лес из одной осины на каком-то пере­ гоне. Мы ехали всю ночь и утром с по­ следнего перевала увидели Бийск, раски­ нувшийся внизу на равнине правого берега р. Бии и казавшийся большим селом из серых деревянных зданий. На южном го­ ризонте далеко за рекой поднимались низ­ кие предгорья Алтая, а за ними кое-где синели круглыми горбами и более высокие горы, но снеговых цепей не было видно. Заехали в центре города в какую-то го­ стиницу в двухэтажном доме; в верхнем этаже были номера для приезжих, в ниж­ нем — столовая ресторана. На пристани пароходства в складе нашли свои вьючные чемоданы и ящики, прибывшие уже из Томска, и перевезли их в гостиницу. Ве­ чером рано легли спать после плохо про­ веденной ночи в перекладной; но уснуть скоро не удалось: под нами в ресторане ревел орган, заливались певицы, орали ку­ тившие купцы и это продолжалось почти до рассвета. На следующее утро во дворе, куда выходили окна нашего номера, можно было наблюдать ночных «певиц» в деза­ билье или пестрых капотах, прогуливав­ шихся, обнявшись, парами или ссоривших­ ся друг с другом и прислугой. По заказу номерного к нам пришли ям­ щики, возившие дачников и туристов из Бийска вглубь Алтая. Я не хотел ехать по трактам на перекладных, а собирался выбирать маршруты согласно своим зада­ чам, ездить медленно и останавливаться где и сколько нужно для осмотра обнаже­ ний. Поэтому я нанял две пары — кры­ тую повозку для себя и телегу для бага­ жа —- на целый день до первого крупного алтайского села, где можно было найти других ямщиков на тех же условиях — поденная плата, остановки по дороге, где

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2