Сибирские огни, 1948, № 3
вместе с Гудковым небольшие экскурсии по окрестностям, а также пересмотрел со- • бранные им и его помощниками, жившими на стану, коллекции, дававшие представ ление о всех породах этой группы железо рудных месторождений. Кроме штока Тель- •бес на правом берегу р. Тельбес, который мы осмотрели в штольне и на поверхно сти, на другом берегу этой речки имелись еще штоки Одрэбаш, горы Темир-тау, Су- харинка и несколько других того же ти па, разбросанные среди тайги на волнистой поверхности древней почти равнины. Объ езжать и осматривать все эти месторожде ния не было надобности, они были уже изучены и описаны П. П. Гудковым с его сотрудниками и мой очень беглый осмотр не мог прибавить ничего существенного. На подробное же изучение их я не имел ни полномочий, ни времени. Все эти место рождения были необходимы для обеспече ния работы будущего металлургического Кузнецкого завода, так как каждое из них в отдельности было недостаточно по своим запасам. Одно из этих месторождений — Суха- ринское было открыто уже в XVIII веке, а остальные в 1893 г. инженером Круп ским, когда царский кабинет стал искать руду для своего старого Гурьевского за вода у подножия хребта Салаира, но из-за большого расстояния и отсутствия дороги не использовал это открытие. Оно получи ло значение только после Октябрьской ре волюции, когда на левом берегу р. Томи даротив старого Кузнецка был воздвигнут первоклассный Сталинский завод, выплав ляющий чугун и сталь из руд Тельбесско- то района и других, найденных позже в глубинах Кузнецкого Алатау. Хотя я не поехал на остальные место рождения, но знакомство с одним из них -позволило мне позже составить отзыв об отчете П. П. Гудкова о Тельбесской груп пе и выполненных на ней разведках и указать некоторые недостатки их и жела тельные дополнительные исследования. С Тельбесского стана мы уехали по воде в небольшом бате, т. е. длинной и узкой лодке, выдолбленной из древесного ство ла . В ней каждый человек должен был сидеть порознь — двое рядом не помеща лись. Кроме меня и сына с небольшим, ба гажом (главный был отправлен из Томска на пароходе в Бийск), в бат сел опытный гребец на корме, он же рулевой, и мы поплыли вниз по течению р. Тельбес, не большой, но быстрой речки. Крутые бере га часто представляли скалы среди сбе гавших по склонам кустов и деревьев. Плаванье напомнило мне такой же марш рут в бате вниз по р. Хилку в 1896 г.; но только тогда нужно было напряженно работать, набрасывать извилины реки, дер жа в руках компас, следить за выходами горных пород и условиями их залегания, чтобы своевременно пристать к берегу для осмотра обнажения. А теперь я плыл без заботно, любуясь видами берегов, скалами разного вида и цвета, зеленью кустов и деревьев. Погода была ясная и теплая. 'Опасных перекатов и шивер на Тельбесе не было, может быть, потому, что весен нее половодье еще не кончилось, и бат скользил спокойно и быстро по водной глади извилистого русла. Кое-где из воды выдавались округлости больших камней, которые рулевой обходил легко. Километрах в 5—6 от рудника Тельбес впал в р. Мундыбаш, того же горного ти па, но немного крупнее, а четверть часа спустя мы выплыли уже в р. Кондому — большую и менее быструю реку. По ней мы плыли вниз еще час или полтора, лю буясь ее высокими берегами, в которых выступали большими утесами светлые и красноватые осадочные породы в некру том залегании, а в одном месте правого берега сейчас ниже устья р. Мундыбаш об ратил на себя внимание большой утес ка кой-то изверженной породы, разбитой на правильные столбы. Возле деревни Кузедеевой мы прости лись с нашим гребцом и прошли на зем скую квартиру, где заказали себе обед и лошадей, чтобы ехать по тракту прямо в Бийск. По прямой линии до этого города от Кузедеевой 150 км, по тракту на 20—25 км больше. Местность неинтерес ная — плоские высоты, занятые лесом или полями, небольшие речки в широких доли нах, села; обратил на себя внимание боль шой лес из одной осины на каком-то пере гоне. Мы ехали всю ночь и утром с по следнего перевала увидели Бийск, раски нувшийся внизу на равнине правого берега р. Бии и казавшийся большим селом из серых деревянных зданий. На южном го ризонте далеко за рекой поднимались низ кие предгорья Алтая, а за ними кое-где синели круглыми горбами и более высокие горы, но снеговых цепей не было видно. Заехали в центре города в какую-то го стиницу в двухэтажном доме; в верхнем этаже были номера для приезжих, в ниж нем — столовая ресторана. На пристани пароходства в складе нашли свои вьючные чемоданы и ящики, прибывшие уже из Томска, и перевезли их в гостиницу. Ве чером рано легли спать после плохо про веденной ночи в перекладной; но уснуть скоро не удалось: под нами в ресторане ревел орган, заливались певицы, орали ку тившие купцы и это продолжалось почти до рассвета. На следующее утро во дворе, куда выходили окна нашего номера, можно было наблюдать ночных «певиц» в деза билье или пестрых капотах, прогуливав шихся, обнявшись, парами или ссоривших ся друг с другом и прислугой. По заказу номерного к нам пришли ям щики, возившие дачников и туристов из Бийска вглубь Алтая. Я не хотел ехать по трактам на перекладных, а собирался выбирать маршруты согласно своим зада чам, ездить медленно и останавливаться где и сколько нужно для осмотра обнаже ний. Поэтому я нанял две пары — кры тую повозку для себя и телегу для бага жа —- на целый день до первого крупного алтайского села, где можно было найти других ямщиков на тех же условиях — поденная плата, остановки по дороге, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2