Сибирские огни, 1948, № 3

был бы невозможен «Герой нашего времени» , так же, как без Онегина и «Горе от ума» . Гоголь не почувство­ вал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины» (ПСС, XII, 8 4 ) . Высоко ценит Белинский в поэзии Пушкина ее могучее чувство действи­ тельности, «такт действительности», — как говорил критик. Русскую действи­ тельность Пушкин изображает с огром­ ной истиной, причем изображает дале­ ко не только светскую публику или де­ ревенских помещиков, но и людей из массы народа. В «Графе Нулине» схвачены самые характе-реалистические черты русской жизни; портрет Параши — горничной Натальи Павловны — изображен, по мнению Белинского, превосходно: «Да, — восклицает кри­ тик, — это тип всех русских горнич­ ных». Отлично обрисована, по мнению Белинского, и няня Татьяны в «Евге­ нии Онегине». Пушкин—художник, сумевший прав­ диво отразить и жизнь и мысли наро­ да. Поэтому грандиозно значение Пуш­ кина для общества и культуры будуще­ го. «Придет время, — писал Белин­ ский, — когда он будет в России поэ­ том к л а с с и ч е с к и м , по творе­ ниям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». (ПСС, XII, 219 ) . VI Верность действительности, правди­ вость художественного изображения жйзни, народность литературы—вот кри­ терии, которые выдвигает великий кри­ тик в процессе рассмотрения им важ­ нейших явлений русского искусства. И в этой связи он требует от критики, чтоб она не увлекалась частностями, а оценивала «целое художественного про­ изведения, раскрыв его идею и пока­ зав, в каком отношении находится эта идея к своему выражению и в какой степени изящество формы оправдывает верность идеи, а верность идеи способ­ ствует изяществу формы» (ПСС, VII, 4 7 4 ) . Поэтому Белинский осмеивает «кри­ тику» , которая не идет дальше общих разглагольствований и туманных слово­ излияний или восхищается лишь «удач­ ной фразой» , «удачным стихом». Задача критики заключается в том, чтобы найти «ключ к тайне личности и поэзии п оэта» , а это и значит, по мыс­ ли Белинского, раскрыть п а ф о с поэ­ та. «Поэтическая идея — это не силло­ гизм, не догмат, не правило: это живая страсть, это п а ф о с . . . » (ПСС, XI, 3 7 0 ) . Подлинные художники богаты пафо­ сом исключительной силы, — таков Пушкин, таков Лермонтов, таков Го­ голь. Пафос, — говорил Белинский, — всегда есть страсть, возжигающая в душе человека идею. Белинский боролся за искусство ху­ дожественного реализма, за поэзию «жизни действительной» и, «идеалов грядущего» и неустанно подчеркивал, что для этого поэзия должна быть искусством, а не версификацией, хотя бы и содержащей кое-какие мысли: «Всякая поэзия должна быть выраже­ нием жизни в обширном значении это­ го слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный... но, что­ бы быть выражением жизни, поэзия прежде всего должна быть поэзиего. Д л я и с к у с с т в а н е т н и к а ­ к о г о в ы и г р ы ш а о т п р о и з ­ в е д е н и я , о к о т о р о м , м о ж ­ н о с к а з а т ь у м н о , и с т и н н о г л у б о к о , п р о з а и ч н о » (ПСС, XI, 3 77 ) . (Подчеркнуто нами.—Г. Б.). Эти замечательные строки из пушкин­ ских статей Белинского сохраняют все свое значение. Белинский умер сто лет назад, в июне 1 8 4 8 года, через несколько ме­ сяцев после опубликования «Коммуни­ стического манифеста». Критик не смог ознакомиться с гениальным творением классиков марксизма, которое появи­ лось в России значительно позже. Но всем существом своим он предчувство­ вал наступающее господство социали­ стических идей, и в смутных мечтаниях ему грезился «призрак коммунизма». В письме к В. П. Боткину Белин­ ский, за несколько месяцев до смерти (декабрь 1 8 4 7 года), высказал реши­ тельное осуждение капитализма. «Я сказал, — пишет критик, —■что не го­ дится государству быть в руках капи­ талистов, а теперь прибавлю: горе го­ сударству, которое в руках капитали­ стов, это люди 'без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах» (Письма, т. III, стр. 3 3 0 ) . В том же письме к Боткину читаем такие проникновенные строки: «Я знаю, что промышленность — источник вели­ ких зол, но знаю, что она же — источ­ ник и великих благ для общества. Соб­ ственно, она только последнее зло в владычестве капитала, в его тирании над трудом» (Там же, стр. 3 3 2 ) . Рассматривая промышленность как источник благ для общества и выступая против господства капитализма, этой тирании над трудом, Белинский с не­ устрашимой логикой идет к признанию1 необходимости ликвидировать это гос­ подство. Критик указывает, в развитие своих мыслей, в этом же письме, что «поро­ ду капиталистов», стоящую во главе го­ сударства, надо «заменить». Люди, « п о к р ы т ы е л о х м о т ь я м и » , будут лучше управлять государствен­ ными делами, ибо именно в этих лю­ дях скорее можно найти патриотизм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2