Сибирские огни, 1948, № 3
гнусно-добродетельное и честное обще ство торгашей...» Исследователи Белинского, как пра вило, недооценивали русские источники влияния и воздействия на Белинского (Радищев, декабристы, Пушкин, Чаада ев), недооценивалась и самостоятель ность, оригинальность великого крити ка. С этими традициями буржуазно-ли берального литературоведения нужно бороться, но нельзя не видеть и влия ния Гегеля, например, на общеизвест ные взгляды Белинского эпохи приятия «разумной действительности». В уже упомянутой книге М. Поляко ва «Белинский в Москве» сказано, меж ду тем: «Примирительные тенденции на столько результат влияния гегелев ской философии, но в гораздо большей степени следствие последовательного развития идей самого Белинского в связи с идеями Чаадаева» (стр. 2 6 3 ) . Тут автор, что называется, перекла дывает с больной головы да на здоро вую! Нам думается, что нет оснований пересматривать твердо установленные факты определенного воздействия на Белинского философии Гегеля с ее реакционными выводами. Этим, скорее всего, можно объяснить известные ошиб ки и заблуждения Белинского, которые он быстро преодолевал именно потому, что в горниле его духа самобытно вы рабатывались глубокие истины и здра вые понятия, отражавшие национальные и демократические интересы русского народа. Любопытный и мало изученный эпи зод в жизни и творческой деятельности Белинского в Москве составляет напи санная им в конце 1 8 3 8 года пьеса «Пятидесятилетний дядюшка или стран ная болезнь» , которая создана специаль но для бенефиса М. С. Щепкина и впервые увидела свет рампы 2 7 января 1 8 3 9 года. Это одно из самых послед них произведений Белинского-москвича. Неистовый Виссарион начал свою де ятельность в Москве как драматург и как драматург завершил ее в Москве. Будучи человеком «с гениальной фило софской организацией», обладая изу мительной критической проницательно стью, безошибочным эстетическим чуть ем, Белинский мечтал о том, чтоб об ратиться к народу и со словом худож ника. «Надо влезть в мою шкуру, чтоб узнать, чего мне нужно, — писал он; В. П. Боткину осенью 1 8 3 8 года. — Только поэтам предоставлена завидная участь вполне высказывать себя, а на шему брату и то хорошо, коли удастся намекнуть». i О многом «намекнул» Белинский русскому обществу за эти первые годы своей деятельности. «Литературные меч тания» , «О русской повести и повестях Гоголя», «Гамлет, драма Шекспира, 1 Письмо, т. I. стр. 2 5 7 . Мочалов в роли Гамлета» ... Десятки полемических статей, сотни рецензий. Ниспровержение Булгариных и Мар- линских, пропаганда реалистических принципов, борьба за демократическую народную литературу, выработка фило софского мировоззрения, создание ори гинальной русской литературной кри тики. Вот что было уже за плечами вели кого разночинца, когда он в конце октября 1 8 3 9 года садился в дорож ную карету, отправляясь на жительство в Петербург. V В петербургский период своей дея тельности Белинский вступает с нара стающим чувством протеста против «гнусной действительности» помещи- чье-крепостнического общества и поли цейского самодержавия. В одном из первых своих писем, от правленных из Петербурга, Белинский писал (В. Боткину): «Чем больше жи ву и думаю, тем больше, кровнее люб лю Русь, но начинаю сознавать, что это с ее субстанциальной стороны, но ее определение, ее действительность настоящая начинают приводить меня в отчаяние — грязно, мерзко, возмути тельно нечеловечески» (Письма, т. II стр. 9). Впервые говорит здесь Белинский о том, что предназначение России, ее «субстанция», ее возможности находят ся в резком разрыве и противоречии с ее реальным состоянием, которое на блюдает критик. А вскоре Белинский воскликнет: «Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусною действительностью!.. (Письма, т. II стр. 1 6 3 ) . На страницах «Отечественных запи сок» Белинский выступает с рядом ста тей о Пушкине, Лермонтове и Гоголе, с многочисленными обзорами, рецен зиями и заметками, которые проникну ты революционно-демократическими убе ждениями великого разночинца. В реальной действительности, а не в заоблачных высях ищет теперь кри тик ответы на проклятые социальные вопросы. Неудивительно, что Белинско го в последний период его жизни враги называли бунтовщиком. В этот замеча тельный этап евоей деятельности Б е линский вступает, освободившись от множества метафизических иллюзий, которые владели им долгое время. Наступает великая иора переоценки ценностей, и в сокрушительном огне самокритики бесповоротно уничтожается немало превратно служивших Белинско му сухих эстетических конструкций абсолютного идеализма. Необходимость их уничтожения была Белинскому со вершенно ясна, и он приступил к этому мужественно и сурово. «Мы не зави дуем, — пишет он в 1 8 4 3 году, —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2