Сибирские огни, 1948, № 3
3 0 -х годов. «В этом сочинении, — пи сал автор о своей драме родителям 17 ф евраля 1 8 3 1 года, — со всем жаром сердца, пламенеющего любовью к истине, со всем негодованием души, ненавидящей несправедливость, я в картине довольно живой и верной представил тиранство людей, присвоив ших себе гибельное и несправедливое право мучить себе подобных» ...! Эта автохарактеристика молодого Белинско го представляет выдающийся интерес. Полемизируя с либеральными рене гатами из сборника «Вехи» , В. И. Л е нин писал: «Или, может быть по мне нию наших умных и образованных авторов, настроение Белинского в пись ме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян?»2 Первые проблески этих «настрое ний» мы видим в произведении девят надцатилетнего драматурга. Белинский открыто говорит, что написал драму против несправедливости и тиранства. А герой пьесы еще более ясно вы р а ж ает эти настроения и чувства угнетен ного свободолюбивого народа. «Кто дал это гибельное право, — восклицает Дмитрий Калинин, — одним людям по рабощать своей власти волю других, подобных им существ, отнимать у них священное сокровище — свободу? Кто позволил им ругаться правами природы и человечества? Господин может, для потехи или для рассеяния , содрать шкуру со своего раба; может продать его как скота, выменять на собаку, на лошадь, на корову, разлучить его на всю жизнь с отцом, с матерью, с сестра ми, с братьями и со всем, что для него мило и драгоценно!..» (ПСС, 1, 1 2 2 ) Дмитрий Калинин живет нахлебни ком в доме, который окружает его не навистью и презрением . Шена помещи- „ ка Лесинского и ее двое сыновей угне тают нашего героя. Вплоть до того мо мента, пока он не узнает, что Лесин- ский его отец, а любимая им Софья — его сестра, он страдает не из-за того, что он плод незаконного сожительста, а потому, что он раб. На этом стро ится и завязка драмы и развитие со бытий, и ее основной конфликт. Б рат героя по отцу «законный» сын Андрей называет Калинина рабом. Это приносит ему неисчислимые страдания. «А какое убийственное, какое ужасное действие производило на мою душу это слово! Оно было для меня острием кин жала, гибельным жалом змеи, которое, уязвля я мое сердце, покарало его ядо витым огнем (ПСС, 1, 4 3 ) . И однажды, когда Андрей восклицает Дмитрию. «Стой, раб!», он впадает в неистовство: «Раб! Опять раб» — и убивает Андрея. «Теперь называй меня рабом! Повеле- Шелинский. Письма. Т. 1, 1 9 1 4 , стр. 3 1 . 2В. И. Ленин, т. XIV, стр. 2 1 9 . вай мною, если м ож еш ь ...» (ПСС, 1, 1 0 3 ) . Белинский выступает против рели гии, которая освящ ает рабство. Сидор Андреевич, живущий в доме Лесинских, все время оперирует словами из свя щенного писания для обоснования таких сентенций: «Бить рабов ничуть не грешно, а должно» и т. п. (ПСС, 1 ,6 2 ) . Любопытно, что этого Сидора Андреевича автор в перечне действую щих лиц именует «ЛИЦЕМЕРОМ » (ПСС, 1, 3 1 ) . Выступая против тех, кто «порабощает своей властью волю других подобных им сущ еств» , Дмит рий Калинин борется не только против физического крепостничества, но и про тив цепей духовного рабства, опутав ших человека. «Зайцы будут смеяться над скованным львом ... О, нет!.. Нет!..» (ПСС, 1, 8 2 ) . «Когда законы, — заявляет герой, — противны правам природы и человечества, правам самого рассудка, то человек может и должен нарушать их» (ПСС, 1, 5 2 ) . Поэтому он убивает тирана Андрея, поэтому он вопреки богу и церкви , отрицая дво рянские бытовые нормы и освященные законом обряды, сближается с Софьей и когда его страстное чувство из-за уродства социальных отношений все же не может увенчаться, он убивает ее, продолжая свой бурный мятеж против реакции и мракобесия. Реальны е овеществления тех злых сил, которые душили Калинина и кото рым он не сдавался и не сдался, это совершенно конкретные персонажи. Эго крепостники Лесинские — мать и сы новья, это упомянутый лицемер Сидор Андреевич, это «подлейший человек в м и р е» , гнусный совратитель князь Ки- зяев и т. п. Это люди, сковывающие свободную мысль, люди, утверждающие духовное рабство, враги честных ду шевных порывов и искренних челове ческих чувств. С этими людьми в кон фликте находится Дмитрий Калинин, в конфликте с ними находится и Висса рион Белинский, который видит их в изобилии вокруг себя. Проклятые вопросы, терзавшие Дмитрия Калинина, были существенны для Виссариона Белинского. И не толь ко в годы написания драмы , но и позд нее. С ненавистными Лесинскими и Кизяевыми Белинский будет вести мно голетнюю войну, и уже в «Литератур ных мечтаниях» произошла первая пос ле «Дмитрия Калинина» решающая схватка с апостолами церковной мора ли, полицейских нравоучений и реак ционного дидактизма. II Гневные строки Дмитрия Калинина не могли прийтись по вкусу универси тетскому начальству, и «казеннокошт ный» студент Виссарион Белинский был изгнан из храма науки. Как рассказы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2