Сибирские огни, 1948, № 1
Ход полка «Р окружения — пустяковой событие, не заслуживающее внимания. Ни строчки, ни слова о том, что, без сомне ния, определяло и направляло всю жизнь полка в этот знаменательный момент! Автору, видимо, невдомек, что этим он сам себя обкрадывает, выхолащивает по этическое зерно рассказа. Но он до конца верен своему «методу» скольжения мимо главного. Ведь если, на пример, рождение ребенка всех в полку взволновало, то дайте же нам, хоть мель ком, взглянуть на него, товарищ автор! Покажите нам его хотя бы в тот момент когда майор Чумиков приходит навестить Анну Назаровну. Увы, и сам автор, и майор вслед за ним обнаруживают полное равнодушие к новорожденному. Майор, правда, замечает, что ребенок завернут в наволочку, но это нужно автору лишь для того, чтобы заставить его отдать приказ «побеспокоиться о пеленках». Характеристики героев в рассказе не брежны, непродуманны. Вот майор Ч-уми- коз: «Большой, нескладный, с широкой костью и длинными цепкими руками, он был похож на былинного русского бога тыря». Но с каких это пор нескладность л длинные руки стали особенностью бы линных богатырей? Бойцы восхищаются Чумиковым. Но как вы думаете, почему? — «Хорошо с майором в бою — голос у него зычный, что твоя труба. Гаркнет — все батальоны слышат». В образе Анны Назаровны совершенно отсутствуют черты, которые неизбежно должна была наложить ее профессия. Уговаривая командира разрешить ей при соединиться к части, она выставляет та кие аргументы: «Я, ведь, не скоро (т. е. не скоро буду рожать. В. В.) Не бойтесь, я вынос лива и все умею делать». И только на следующей странице чита тель с удивлением узнает, что Анна На заровна — врач. Как же так? Ведь как раз это и должно было явиться решаю щим аргументом в пользу оставления ее при части, которая не имеет врача. Автор и в дальнейшем ограничивается лишь беглым упоминанием, что Анна На заровна в числе прочих дел успевала так же и «лечить раны». Первоначальная не приязнь к ней со стороны фельдшера Шкредова опять-таки объясняется только тем, что он опасался «попасть в акуше ры», а об их взаимоотношениях по линии профессиональной, т. е. как врача и фельдшера, не сказано ни слова. Вообще, мы нигде не видим, как выполняет Анна Назаровна основные свои обязанности в полку — обязанности врача, и это лишает образ жизненной убедительности. Все сказанное свидетельствует о серь езном дефекте художественного зрения ав тора. Он проходит мимо главного и тонет во второстепенных мелочах, которые как раз и приобрели бы ценность только на фоне этого главного, в связи с ним. Скольжение вокруг да около главного характерно и для открывающей сборник повести «Сибиряки». Центральный ее об раз — командир дивизии генерал ВерхозлЕ — менее всего раскрыт как военачальник. Мы видим, как он прощается со школьни ками, как предается воспоминаниям юно сти на маленькой станции под Краснояр ском, как произносит вслух и про себя глубокомысленные сентенции, — главным образом, насчет «крепости» и «гордости» сибиряков; мы узнаем, что он уже много лет мечтает покататься на коньках, что любит вставать рано, что первая любовь его была неудачной и т. д., и т. п. Конеч но, почему бы не сказать об этом наряду с главным. Но беда в том, что это глав ное, то-есть мысли и чувства, относящие ся к деятельности Верхозина как коман дира дивизии, автор упорно обходит на протяжении всей повести. Создается впе чатление, что голова этого генерала за нята чем угодно, только не службой. Иногда, правда, автор спохватывается и сообщает, например, что комдив с комис саром «все время находились в полках, беседовали с бойцами и командирами, про веряли штабы», что генерал «метался (!) из одного полка в другой», «спал урывка ми по одному—два часа в сутки». Но яс но, что такая скороговорка ничего не ис правляет. ибо читатель не понимает, за чем нужно генералу «метаться» и не ви дит конкретных результатов этого «мета ния». Когда же автор пытается показать на деле, что Верхозин «в совершенстве умел управлять боем», получается совсем не правдоподобно: «В тяжкие минуты боя генерал являлся на самый опасный участок н говорил: — Даю вам час на то, чтобы взять вы сотку. А если вы не возьмете, я сам сде лаю это». А вот что говорит перед боем своим солдатам этот странный командир: «Если я, ваш генерал, скажу вам в этих боях: отступайте —• смерть мне и проклятие!» Разумеется, ни один реальный командир, будучи в здравом уме, не станет внушать своим подчиненным мысль о том, что он, командир, может отдать ошибочный, пре ступный приказ. В начале повести Ве-рхозян обходит свою дивизию. Этот обход должен, пови- димому, показать нам его, как командира, хорошо знающего армейскую жизнь и за ботящегося о нуждах солдат. Но автор не представляет, в каких поступках -прояв ляются в жизни эти качества. Централь ный момент обхода — посещение солдат ской столовой. Вот как оно выглядит: «Верхозин, принюхиваясь, остановился и вдруг радостно воскликнул: — Да ведь это гречневая каша, чорт ее подери!» Глубокомысленно изрекши: «Гречневая каша, матушка наша, полезная штука», — генерал проШел-ся по столовой, заметил выщербленные ложки, за которые разнес затем командира -полка, н на этом посе щение закончилось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2