Сибирские огни, 1947, № 6
Несерьезная книга на серьезную тему « К о л ы м с к и й округ — самый восточный и наиболее пустынный из округов Якут, ской области граничит с Ледовитым оке. аном...». «^.Земледелия в крае не суще ствует, хотя огородничеством и пробовали заниматься жители русских поселений Средне- и Верхне-Колымска, но и оно да. вало неутешительные результаты...». «Фаб рик и заводов в округе не существует, ремесленников не более 20 человек, да и те преимущественно в городе Средне-Ко- лымске, точно так же не существует' и ре месленных заведений или кустарных про изводств...». «Санитарные условия в не приглядном положении: лихорадки, золо туха, слепота, сифилис и проказа сильно развиты в крае, имея для развития своего удобную почву». «Народное образование в ужасающем положении: даже между так называемым городским населением едва ли найдется, помимо чиновников и духо венства, десятка два человек, знающих грамоту и письмо: польза от основанной лет 20 тому назад единственной во всем крае школы не может быть особенно ощу тительной». Так характеризовал огромный северный край энциклопедический словарь Брок, гауза и Ефрона в 1895 г. Через 18 лет энциклопедический сло варь «Бр. Гранат и К- О.» сообщает об этом же крае: «Население в 12.300 ч. со стоит преимущественно из инородцев — якутов, туземцев, ламутов, юкагиров, чукчей, чуваяцев, которые быстро выми. рают; русские составляют около 16 проц.: многие обьякутились. Главные занятия жителей — оленеводство, звероводство, рыболовство, добывание мамонтовой ко сти, гагачьего и иного пуха и др. В свя зи с вымиранием инородцев падает и оле неводство: частые падежи оленей (тыся чи голов) также сокращают скотоводче ский промысел». Царское правительство рассматривало Колымский округ, как одно из «лучших» мест ссылки. Здесь томились некоторые декабристы, позднее, вплоть до Февраль ской революции, здесь же отбывали ссылку многие революционные деятели. Коренные жители края — якуты, эвен ки — гибли от голода, их спаивали на- стоенным на табаке спиртом «благодете ли» купцы. Эти же купцы заносили в край сифилис и другие болезни, которые вели к вымиранию коренного населения. Так бы и быть местам этим «гиблыми» нескончаемые времена, если бы не Вели кая Октябрьская социалистическая рево люция, принесшая обновление всем быв. шим глухим окраинам, всем народам со ветской земли. На Колыму пришли но вые люди, инженеры и техники, врачи и учителя, а главное — пришли большеви ки — организаторы новой жизни. И да- 1 Сергей Болдырев. «В Колымо-Индигир- ской тайге». Изд. Главееаморпути, 1947 г. лекая Колыма стала неузнаваемой. Там, где авторы статей дореволюционных эн циклопедий не видели никаких перспек тив экономического и культурного разви тия, выросли крупные индустриальные предприятия, найдены обильные ископае мые, возникли благоустроенные города- Оказалось возможным и земледелие, во преки утверждениям тех же «ученых» эн циклопедистов прошлого. Словом, стала Колымо-Индигирская тайга, расположенная поблизости от ми рового полюса холода, одним из много численных мест Советского Союза, где люди строят социалистическое хозяйство. Понятно, что все, созданное на далеком севере советскими людьми, далось нелег ко, не по мановению какого-то волшеб ного жезла. Нужны были титанические усилия, порой тяжелые жертвы, чтобы побеждать суровый север, чтобы преодо левать тысячеверстные пространства хо лодных и диких мест. Но всякая победа тем радостней, чем труднее ее достиг нуть. И поэтому с особым интересом встретит советский читатель книгу Сергея Болдырева «В Колымо-Индигирской тай ге», рассчитывая найти в ней картину борьбы и побед советских людей на севе ре. Очень интересно и поучительно узнать от очевидца, участника социалистическо го строительства на Севере, как живут и работают там люди, что делают, чего до биваются. Однако необходимо, чтобы та кая книга представляла собой результат серьезного и глубокого изучения края, людей, событий. Необходимо, чтобы автор умел видеть, понимать и рассказывать- К сожалению, этого нельзя сказать о книге Болдырева и ее авторе. Конечно, несправедливо было бы ут верждать, что в книге нет ничего цен ного. Показаны некоторые интересные люди, местами удалось автору описание трудностей. Но за несколько лет пребы вания в округе можно было, например, увидеть и рассказать, как живут в новых, советских условиях коренные жители края — якуты и другие народности Севера. В книге, правда, приведены отрывки из дневника одного якута, да, без всякой свя зи с текстом, воспроизведен фотоснимок с подписью: «Зимой якуты ловят подо льдом громадных налимов». Есть не сколько строк о том, как охотятся яку ты. Вот и все, что узнаем мы об этом на роде. Об юкагирах вообще ничего нет, кроме фотографии юных юкагиров, учени ков Зырянской школы. Неужели автор, живший хотя бы короткое время в Зы рянке, не мог ничего больше сказать об этих людях? Недостаток наблюдательности приводит к тому, что главное место в книге зани мает... сам автор и его жена. Даже сапо ги и ватник Сергея Болдырева не забыты автором. Конечно, автору не возбраняется говорить и о себе, о своих чувствах и переживаниях, но при условии, если это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2