Сибирские огни, 1947, № 6
а осмысление опыта воины, раскрытие ду ховных качеств советских людей во всей глубине их социалистического содержа ния. А чем может обогатить читателя, что нового даст ему, например, стихотворение «Могила на взморье» (Памяти подйолков- ника Горчакова), весь смысл которого сво дится к фразе: «Здесь лежит он, зарытый в землю». Ни образа героя, ни каких-либо воспитательных идей, вытекающих из по этического анализа прожитой им жизни, отданной в битве за счастье советской Родины, здесь нет. Это стихотворение- однодневка, имевшая, быть может, неко торую ценность в момент опубликования ее в газете рядом с некрологом, но не имеющая сейчас никакой ценности. Подобных однодневок, потерявших свое звучание, потускневших от времени и не блещущих ни красотой слога, ни новиз ной мысли, слишком много в сборнике Д. Лившица, пожалуй, больше половины из составляющих его пятидесяти пяти стихотворений. Перечислять или разбирать их невозможно, их попросту незачем было печатать. Тем более, что именно в этих вещах встречается наибольшее количество стили стических ошибок и языковых недостатков. Мало обращая внимания на обогащение сво их произведений новыми мыслями, автор не особенно утруждает себя работой и над языком. Кажется, словно им движет непо нятное стремление побыстрее отделаться от любого, избранного им же самим, сю жета — не задумываясь, как-нибудь, пу скай банально и обыденно, изложить его и точно так же, не задумываясь над сло вами, использовать во втором и третьем стихотворении те же строчки, которые уже использованы в первом. Отсюда — такое неприятно-надоедливое повторение по нескольку раз одних и тех же выражений: «ветром дубленный» — на стр. 44 и 118, «во сто крат» — на стра ницах 50, 102 и 104, «я видел их-..» — про беженцев на стр. 95 и про детей.си . рот на стр. 102. Повторяются рифмы: впе реди—в груди, сходня—сегодня, охраняя— родная. Назойливо повторяются даже це лые куски. Поэту чудится, как рождаются и куда-то мчатся песни, песней лебединой поэт встречает зарю, песня рвется, как птица, в голубой небосвод и тут же еще раз возносится в зенит, от песен теплеет во взгляде, песню поэт дарит, как един ственный дар, своей любимой и, в свою очередь, песня любимой живет с ним, ког да он охраняет ее покой, — короче гово ря, по всем стихотворениям рассыпаны однотипные, нередко резко противоречащие друг другу по форме употребления и зна чению метафоры и эпитеты. У автора не 'Только нет своего опреде. ленного взгляда на вещи, но, судя по его стихотворениям, нет даже биографии у его лирического героя. В стихотворении «Прощай, любимая» дома у него остался сын-октябренок, а в стихотворении «До чурке» дома ждет его уже маленькая де вочка и непонятно — кто же у него, в конце-кояцов, дочь или сын, или оба вме сте, или, вернее, вообще никого нет, а все это выдумано так просто, чтобы вышло два разных стихотворения. Эти на первый взгляд незначительные мелочи, на которых может быть не следо вало бы останавливаться так подробно, имеют в действительности большое значе ние, потому что они непреложно доказы вают, что Д. Лившиц проявил небрежное отношение к выбору стихотворений для своего первого поэтического сборника, а редактор Н. Бабушкин оказал автору плохую услугу. Он не помог ему отобрать из написанного действительно ценное, а принял на веру все, что представил автор, да еще вдобавок написал предисловие в духе панегирика, щедро рассыпавшись перед Д. Лившицем в дешевых компли ментах. Выспренне, с большой претензией на солидность Изложения звучат напыщен ные обороты Н. Бабушкина: «Каждая строчка дышит уверенностью и надеждой на избавление, по выжженной и обезобра женной земле уже проносится освежаю щий ветерок грядущей победы». «Теплые и проникновенные слова поэта о павших героях сливаются с гимном победы и тор жества». Привыкший к подобным перлам «высокого штиля», читатель уже не удив ляется, когда от собственных риторических восклицаний Н. Бабушкин переходит к простому цитированию лозунгов.' Серьезный, деловой разговор о произве дениях Д. Лившица Н. Бабушкин подме нил громом и грохотом хвалебных фраз. И ни к чему путному это не привело. Книжка «Стихи военных лет» издана в Томске. В Томске нет издательства, и сам по себе выпуск такого поэтического сбор, ника из печати очень. приятен: оформлен сборник хорошо, рисунки и заставки акку ратны, опечаток или технических погреш ностей в нем нет. Хотелось, бы видеть его без недостатков и со стороны содержания. Однако, закрывая последнюю страницу, читатель остается неудовлетворенным: ему было обещано гораздо больше, чем он получил. Не сдержал своего слова об огромной ответственности за каждый пуб ликуемый стих редактор, недостаточно по работал над своими произведениями поэт Д. Лившиц. Юрий САЛЬНИКОв.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2