Сибирские огни, 1947, № 6

а осмысление опыта воины, раскрытие ду­ ховных качеств советских людей во всей глубине их социалистического содержа­ ния. А чем может обогатить читателя, что нового даст ему, например, стихотворение «Могила на взморье» (Памяти подйолков- ника Горчакова), весь смысл которого сво­ дится к фразе: «Здесь лежит он, зарытый в землю». Ни образа героя, ни каких-либо воспитательных идей, вытекающих из по­ этического анализа прожитой им жизни, отданной в битве за счастье советской Родины, здесь нет. Это стихотворение- однодневка, имевшая, быть может, неко­ торую ценность в момент опубликования ее в газете рядом с некрологом, но не имеющая сейчас никакой ценности. Подобных однодневок, потерявших свое звучание, потускневших от времени и не блещущих ни красотой слога, ни новиз­ ной мысли, слишком много в сборнике Д. Лившица, пожалуй, больше половины из составляющих его пятидесяти пяти стихотворений. Перечислять или разбирать их невозможно, их попросту незачем было печатать. Тем более, что именно в этих вещах встречается наибольшее количество стили­ стических ошибок и языковых недостатков. Мало обращая внимания на обогащение сво­ их произведений новыми мыслями, автор не особенно утруждает себя работой и над языком. Кажется, словно им движет непо­ нятное стремление побыстрее отделаться от любого, избранного им же самим, сю­ жета — не задумываясь, как-нибудь, пу­ скай банально и обыденно, изложить его и точно так же, не задумываясь над сло­ вами, использовать во втором и третьем стихотворении те же строчки, которые уже использованы в первом. Отсюда — такое неприятно-надоедливое повторение по нескольку раз одних и тех же выражений: «ветром дубленный» — на стр. 44 и 118, «во сто крат» — на стра­ ницах 50, 102 и 104, «я видел их-..» — про беженцев на стр. 95 и про детей.си . рот на стр. 102. Повторяются рифмы: впе­ реди—в груди, сходня—сегодня, охраняя— родная. Назойливо повторяются даже це­ лые куски. Поэту чудится, как рождаются и куда-то мчатся песни, песней лебединой поэт встречает зарю, песня рвется, как птица, в голубой небосвод и тут же еще раз возносится в зенит, от песен теплеет во взгляде, песню поэт дарит, как един­ ственный дар, своей любимой и, в свою очередь, песня любимой живет с ним, ког­ да он охраняет ее покой, — короче гово­ ря, по всем стихотворениям рассыпаны однотипные, нередко резко противоречащие друг другу по форме употребления и зна­ чению метафоры и эпитеты. У автора не 'Только нет своего опреде. ленного взгляда на вещи, но, судя по его стихотворениям, нет даже биографии у его лирического героя. В стихотворении «Прощай, любимая» дома у него остался сын-октябренок, а в стихотворении «До­ чурке» дома ждет его уже маленькая де­ вочка и непонятно — кто же у него, в конце-кояцов, дочь или сын, или оба вме­ сте, или, вернее, вообще никого нет, а все это выдумано так просто, чтобы вышло два разных стихотворения. Эти на первый взгляд незначительные мелочи, на которых может быть не следо­ вало бы останавливаться так подробно, имеют в действительности большое значе­ ние, потому что они непреложно доказы­ вают, что Д. Лившиц проявил небрежное отношение к выбору стихотворений для своего первого поэтического сборника, а редактор Н. Бабушкин оказал автору плохую услугу. Он не помог ему отобрать из написанного действительно ценное, а принял на веру все, что представил автор, да еще вдобавок написал предисловие в духе панегирика, щедро рассыпавшись перед Д. Лившицем в дешевых компли­ ментах. Выспренне, с большой претензией на солидность Изложения звучат напыщен­ ные обороты Н. Бабушкина: «Каждая строчка дышит уверенностью и надеждой на избавление, по выжженной и обезобра­ женной земле уже проносится освежаю­ щий ветерок грядущей победы». «Теплые и проникновенные слова поэта о павших героях сливаются с гимном победы и тор­ жества». Привыкший к подобным перлам «высокого штиля», читатель уже не удив­ ляется, когда от собственных риторических восклицаний Н. Бабушкин переходит к простому цитированию лозунгов.' Серьезный, деловой разговор о произве­ дениях Д. Лившица Н. Бабушкин подме­ нил громом и грохотом хвалебных фраз. И ни к чему путному это не привело. Книжка «Стихи военных лет» издана в Томске. В Томске нет издательства, и сам по себе выпуск такого поэтического сбор, ника из печати очень. приятен: оформлен сборник хорошо, рисунки и заставки акку­ ратны, опечаток или технических погреш­ ностей в нем нет. Хотелось, бы видеть его без недостатков и со стороны содержания. Однако, закрывая последнюю страницу, читатель остается неудовлетворенным: ему было обещано гораздо больше, чем он получил. Не сдержал своего слова об огромной ответственности за каждый пуб­ ликуемый стих редактор, недостаточно по­ работал над своими произведениями поэт Д. Лившиц. Юрий САЛЬНИКОв.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2