Сибирские огни, 1947, № 6
Неоправданные ожидания Много увидел и пережил солдат Совет ской Армии за годы Великой Отечествен ной войны. Вот почему, когда появляется книжка стихов нового автора, бывшего фронтови ка, мы раскрываем ее с особенным инте. ресом: чем же порадует нас поэт-солдат, что нового расскажет он о войне? Книжка стихотворений Давида Лившица носит название «Стихи военных лет». Редактор Н. Бабушкин в предисловии сообщает, что автор прошел с Советской Армией боевой путь от Волги до Берлина. Он все «видел, пережил и прочувствовал». «Это большое преимущество поэта, — пи шет Н. Бабушкин, — накладывает на него огромную моральную ответственность пе ред советским читателем за каждый стих, за каждый художественный обоаз». Тут же читателю сообщается, что Д. Лившиц в поэзии не новичок, и хотя это — пер вая книга его стихов, но он печатался в различных журналах и альманахах в Томске, в Новосибирске и в Москве, а не только в армейских газетах, будучи фрон товым поэтом. Сейчас он работает над двумя поэмами. Вслед за подробным ознакомлением с биографией поэта, читатель узнает, что все предлагаемые на страницах сборника сти хи тематически разделены на четыре цик ла, один из которых носит название «Сердцем солдата». Таким образом, читателя стараются под готовить к восприятию серьезной поэзии: он предвкушает получить удовольствие от чтения произведений искусства, напи санных на волнующую тему, вышедших из глубины сердца солдата и выдержавших критику строгого редактора, только что заявившего об огромной моральной ответ ственности перед советским читателем за каждый публикуемый стих. Оправдываются ли эти ожидания? В книжке есть неплохие стихотворения. Волнует и тепло передает настроение мо мента «Речь вождя». Лаконично, просто и правдиво повествует поэт о бойцах, еду щих на фронт (стихотворение «На фронт»). Непосредственностью, свежестью веет от образов этого стихотворения, передающего при всей суровости красок прифронтового пейзажа — разрушений, огня и пепла — светлое ощущение радостной жизни, во имя которой бойцы стремятся поскорее ри нуться в бой. Удачны стихи интимно-лирического цик ла — «Прощай, любимая», «Огненные годы», «Тебе», «Одиноко мерцает звезда», «Рисунок» (из И. Неходы). Но, к сожалению, таких более или ме нее удачных стихотворений, раскрывающих выбранные темы без надуманности и фаль ши, в сборнике очень мало. В большин стве случаев Д. Лившиц ограничивается Давид Лившиц. «Стихи военных лет». Томск, 1947. Тираж 5.000 экз. Редактор Н. Бабушкин, повторением избитых словесных формул и далеко не новых рифм. В тех же случаях, когда он пытается убедить читателя в особой значительности содержания своих произведений, им нагромождается высокий курган вычурных образов. У подножья Пулковских высот Я лежал, и смерти черный полоз Придавил простреленный живот, — начи нает Д. Лившиц весьма туманно стихотво рение «Мы — пехота». Затем он расска зывает, что в сознании его прозвучал чей. то голос: «Ничего, до свадьбы заживет!». Потом кто-то понес его «тяжело повис шее, бледное, страдающее тело», а когда он, очнувшись, спросил у своего спасите ля: «Кто ты?» — словно дуновенье ие- терка, донеслось простое: «Мы — пе. хота!» О чем говорит это произведение? О том, что среди пехотинцев развито чувство дружбы и товарищества, заставлявшее выносить раненых с поля боя. Но разве это чувство в одинаковой мере не при суще советским людям, находящимся в других родах войск? Разве что-нибудь из менится, если вдруг спаситель вместо «Мы — пехота» скажет: «Мы — саперы»? Внешне, тематически в стихах Д. Лив шица имеется как.будто все: и страст ность борьбы, и жажда победы, ненависть к врагу и острая боль от разлуки с близ кими, надежда на встречу с ними и ра дость за своих товарищей, преуспевающих в бою. Автор не забьтл описать и фронто вую дорогу, и атаку, и героический по ступок неизвестного солдата, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дота, и солдат на отдыхе, и солдат в бою, — словом, не упустил ни одного факта, ни одного чувства, ни одного явления, кото рые действительно типичны для солдат ской жизни. Но очень редко во всех этих описаниях находится у автора свое слово, свое поэтическое отношение к предмету,, чаще всего это походит, на бледный пере вод с известного оригинала. Удивительное дело! Читателя с самого начала старались убедить, что перед ним поэт, который все видел, пережил и про чувствовал. А дочитывая последние строчки, читатель испытывает чувство ра зочарования. Стихи Д. Лившица представляют собой фронтовые зарисовки на злобу дня, на писанные на случай, для газеты. Появле ние их на страницах фронтовой газеты по горячим следам событий было вполне за кономерным. Включение их в сборник в 1947 году оказывается неоправданным. Они слишком примитивны, слишком по верхностны. Читателя не могут удовлетво рить стихотворные иллюстрации к фактам, с которыми он знаком из других книг, из газет или из самой жизни. Нужны не риф мованные информации о событиях, проис ходивших на каждом шагу в г о щ войщ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2