Сибирские огни, 1947, № 6

'кие духовные, волевые качества, его лю- <ювь к своей родяой стране. Но как а перед другими молодыми по- этамя-фронтовиками, перед Ю. Гордиенко сейчас стоит задача более глубокого про­ никновения в содержание лично увиденно­ го и пережитого на войне, более глубоко­ го идейного осмысления военного материа­ ла, над которым молодой поэт еще будет продолжать работать. 'Беглость, поверхностность фронтовых записей, мешавших поэту находить Я'ркое и свое поэтическое выражение для чувств и переживаний, торопливость, не позволяв­ шая искать .полноценный поэтический об­ раз, иногда голая декла'ратнш-юсть в отра­ жении боевой героики — все эти недостат­ ки, незрелость стиха предстоит сейчас пре­ одолевать Ю. Гордиенко, как и другим молодым поэтам-фронтовикам, накопившим большой запас впечатлений, дум, но- еще .редко находящим для них подлинно по­ этическое выражение. Некоторые из них, следуя инерции, про­ должают и сейчас еще относиться к своим стихам с той же торопливостью, что и в горячке боевых испытаний, продолжают «выезжать» на значительности военной те­ мы, не утруждая себя углубленной рабо­ той над словам, над образом. Свидетельствам этого может служить довольно объемистый сборник «Стихи во­ енных лет» Давида Лившиц, изданный в Томске. Поэт включил в свою книгу вероятно все, что было им написано и напечатано в бытность его на фронте, все, что может быть и сыграло известную роль в то воен­ ное время, но должно было остаться на поле боя, как отстрелянные гильзы. Жи­ вые поэтические строки, продолжающие трогать читателя и сейчас, потонули, зате­ рялись во множестве пустых, лишенных поэтического звучания выкриков, в голой и бледной риторике. Многие стихи кемеровского поэта Александра Косаря, участника Отече­ ственной войны, также посвящены фронту, но больший интерес представляют его произведения, написанные в последние соды в Кузбассе, посвященные горнякам, шахтерскому труду. Но эти стихи А. Ко­ саря текут еще где-то в русле раннего ученического периода нашей поэзии, за схемой, за общей фразой, за рифмованным лозунгам редко чувствуется поэтически- ховкретное, живое' 'слово. В ночи бессонниц жарких Неугомонный Кузбасс Богатырям Подарки Щедрой рукой припас. Огненной стали Озера Вышли из берегов, Черного золота Горы Выросли до облаков! и т. д. В поэме «Углеград», над которой поэт работал несколько лет, печатая главами в газете «Кузбасс», А. Косарь попытался 'Создать образ передового кузбасского шахтера, духовно растущего вместе с со­ циалистическим Углеградом. Есть в поэме удачные места, живые, метко схваченные поэтом штрихи шахтерского труда и бы­ та, но образ героя поэмы — Проходкина, пока что, очень схематичен, расплывчат и поэма в целом рыхла: молодому поэту еще не удалось жизненно-правдиво и по­ этически красочно, полнокровно передать черты, характер, душевный склад своего героя — молодого советского труженика, передового человека производства. Но за­ служивает внимания уже сама попытка молодого поэта создать поэтически-обоб. щенный образ шахтера-стахановца, пока­ зать труд горняков, — попытка, которая напоминает всем сибирским поэтам о их долге перед героическими горняками со­ циалистического Кузбасса. «Лирическая трилогия» Вас. Федорова, поэта, несомненно, одаренного и расту­ щего, показывает, однако, большую за­ висимость молодого поэта от литера­ турных влияний, сковывающих его воз­ можности, голос. Поэма Вас. Федорова «О ней», с наличием в ней настоящего лиризма, в то же время страдает узостью, субъективностью лирического мирка ее героя, на поэме ясно виден след влияния субъективистской лирики Пастернака. Значительней, глубже замысел другой по­ эмы лирической трилогии — «На глуби­ не». Правда, и здесь мешает широкому восприятию жизни чересчур индивидуали­ зированный и суженный мир федоровско­ го лирического героя, но поэту, однако, удалось передать напряжение, накал труда на военном заводе в суровые дни войны, духовный рост молодого человека в суровом трудовом испытании. Герой поэмы, выдержав трудовой экза­ мен, видит мир шире и дальше, и жизнь ему отныне открывается как борьба за светлое будущее, как дорога исканий и открытий. Я вижу все, что окружает, Я даже вижу, как в беде Сама победа отражает Свое лицо в моем труде. Я также вижу, что покоя Мой труд еще не отразил, Но я увидел в нем такое, Что выше всяких темных сил. И потому, в бою жестоком, Пощады недругу не дам. Я весь пронизан страстным током, Бегущим не по проводам... Поэма «Марьевская летопись», опубли­ кованная в «Сибирских огнях», является, на наш взгляд, значительным творческим шагом В. Федорова вперед. И значительность темы — возвращение молодого советского воина к мирной жизни, любви, к труду, — искренняя, го­ рячая взволнованность поэта, глубоко чувствующего душу своего героя, и не­ сомненная поэтическая индивидуальность голоса Федорова, — все эти качества нас убеждают, что растет поэт, глубоко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2