Сибирские огни, 1947, № 6
'кие духовные, волевые качества, его лю- <ювь к своей родяой стране. Но как а перед другими молодыми по- этамя-фронтовиками, перед Ю. Гордиенко сейчас стоит задача более глубокого про никновения в содержание лично увиденно го и пережитого на войне, более глубоко го идейного осмысления военного материа ла, над которым молодой поэт еще будет продолжать работать. 'Беглость, поверхностность фронтовых записей, мешавших поэту находить Я'ркое и свое поэтическое выражение для чувств и переживаний, торопливость, не позволяв шая искать .полноценный поэтический об раз, иногда голая декла'ратнш-юсть в отра жении боевой героики — все эти недостат ки, незрелость стиха предстоит сейчас пре одолевать Ю. Гордиенко, как и другим молодым поэтам-фронтовикам, накопившим большой запас впечатлений, дум, но- еще .редко находящим для них подлинно по этическое выражение. Некоторые из них, следуя инерции, про должают и сейчас еще относиться к своим стихам с той же торопливостью, что и в горячке боевых испытаний, продолжают «выезжать» на значительности военной те мы, не утруждая себя углубленной рабо той над словам, над образом. Свидетельствам этого может служить довольно объемистый сборник «Стихи во енных лет» Давида Лившиц, изданный в Томске. Поэт включил в свою книгу вероятно все, что было им написано и напечатано в бытность его на фронте, все, что может быть и сыграло известную роль в то воен ное время, но должно было остаться на поле боя, как отстрелянные гильзы. Жи вые поэтические строки, продолжающие трогать читателя и сейчас, потонули, зате рялись во множестве пустых, лишенных поэтического звучания выкриков, в голой и бледной риторике. Многие стихи кемеровского поэта Александра Косаря, участника Отече ственной войны, также посвящены фронту, но больший интерес представляют его произведения, написанные в последние соды в Кузбассе, посвященные горнякам, шахтерскому труду. Но эти стихи А. Ко саря текут еще где-то в русле раннего ученического периода нашей поэзии, за схемой, за общей фразой, за рифмованным лозунгам редко чувствуется поэтически- ховкретное, живое' 'слово. В ночи бессонниц жарких Неугомонный Кузбасс Богатырям Подарки Щедрой рукой припас. Огненной стали Озера Вышли из берегов, Черного золота Горы Выросли до облаков! и т. д. В поэме «Углеград», над которой поэт работал несколько лет, печатая главами в газете «Кузбасс», А. Косарь попытался 'Создать образ передового кузбасского шахтера, духовно растущего вместе с со циалистическим Углеградом. Есть в поэме удачные места, живые, метко схваченные поэтом штрихи шахтерского труда и бы та, но образ героя поэмы — Проходкина, пока что, очень схематичен, расплывчат и поэма в целом рыхла: молодому поэту еще не удалось жизненно-правдиво и по этически красочно, полнокровно передать черты, характер, душевный склад своего героя — молодого советского труженика, передового человека производства. Но за служивает внимания уже сама попытка молодого поэта создать поэтически-обоб. щенный образ шахтера-стахановца, пока зать труд горняков, — попытка, которая напоминает всем сибирским поэтам о их долге перед героическими горняками со циалистического Кузбасса. «Лирическая трилогия» Вас. Федорова, поэта, несомненно, одаренного и расту щего, показывает, однако, большую за висимость молодого поэта от литера турных влияний, сковывающих его воз можности, голос. Поэма Вас. Федорова «О ней», с наличием в ней настоящего лиризма, в то же время страдает узостью, субъективностью лирического мирка ее героя, на поэме ясно виден след влияния субъективистской лирики Пастернака. Значительней, глубже замысел другой по эмы лирической трилогии — «На глуби не». Правда, и здесь мешает широкому восприятию жизни чересчур индивидуали зированный и суженный мир федоровско го лирического героя, но поэту, однако, удалось передать напряжение, накал труда на военном заводе в суровые дни войны, духовный рост молодого человека в суровом трудовом испытании. Герой поэмы, выдержав трудовой экза мен, видит мир шире и дальше, и жизнь ему отныне открывается как борьба за светлое будущее, как дорога исканий и открытий. Я вижу все, что окружает, Я даже вижу, как в беде Сама победа отражает Свое лицо в моем труде. Я также вижу, что покоя Мой труд еще не отразил, Но я увидел в нем такое, Что выше всяких темных сил. И потому, в бою жестоком, Пощады недругу не дам. Я весь пронизан страстным током, Бегущим не по проводам... Поэма «Марьевская летопись», опубли кованная в «Сибирских огнях», является, на наш взгляд, значительным творческим шагом В. Федорова вперед. И значительность темы — возвращение молодого советского воина к мирной жизни, любви, к труду, — искренняя, го рячая взволнованность поэта, глубоко чувствующего душу своего героя, и не сомненная поэтическая индивидуальность голоса Федорова, — все эти качества нас убеждают, что растет поэт, глубоко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2