Сибирские огни, 1947, № 6
нии боли. Советские люди тем и сильны и непобедимы, что высокое сознание и вера в жизнь, в свой народ, в партию большевиков делают их стойкими, муже, ственными и в личном горе и в общих тяжелых испытаниях. Стюарт, избрав для себя тему преодоления страдания, не смогла с необходимой идейной глубиной раскрыть, показать это жизнеутверждаю щее начало в чувствованиях советских людей. И в этом причина ее срывов, од носторонности я ограниченности ее ли рики. Сама наша советская действительность, высокие духовные качества советских лю дей, победивших .в великой войне и снова строящих свое счастье, — помогают совет скому поэту преодолеть односторонность, узость понимания жизни, найти выход к широким и вдохновляющим темам. В последних своих стихах — циклах «Новый дом», «На речке Терь», Е. Стю арт, пристальней вглядываясь в жизнь, в трудовые будни советских людей, нащу пывает для себя правильный творческий путь. * * * Казимир ЛисовсКий именно В военное время открыл для себя новый, определяв ший направление его творчества, край — советский север, где люди в суровых арк тических условиях трудятся на благо Ро дины, для дела победы. Тут мы имеем еще один пример того, как благотворно влияют на становление поэта прочная связь его с жизнью, с, ка кой-либо определенной, конкретной сторо ной действительности. Север для Лисов ского стал «поэтической родиной», север ные стихи определили основную линию его творчества. «Вдалеке от Большой Земли» поэт глуб же, проникновенней увидел мать-Родину, ощутил ее дыхание. Может потому, что вдалеке От полей твоих благоуханья Чувствуем и в счастье, и в тоске Материнское твое дыханье. Может потому, что в час войны, В Заполярье, за чертою круга. Мы, твои далекие сыны, Покоряем тундру, ночь и выогу. В лучших разделах книги — «Северная весна», «Вдалеке от Большой Земли» и «К у р ен к а — станок рыбацкий» — поэту удалось Взволнованно, ярко рассказать о героическом советском человеке, осваиваю щем Арктику, 'несущем на «край земли» свою волю, -разум и любовь к своей Ро дине. Поэма «Русский человек Бегичев», опуб ликованная недавно в «Сиб. огнях»,—зна чительный шаг в творчестве этого поэта и заметное явление на фоне нашей, сибир ской поэзии. Весьма интересна и стоит несколько особо в творчестве Лисовского поэма «Слово о женщине русской» — попытка создать образ передового человека совет ской деревни. Неровная, местами поэтиче ски расслабленная, эта поэма, однако, яв ляется по-своему смелой попыткой поэта затронуть самую животрепещущую тему нашей действительности — труд советских людей, показать образ советской женщи ны-труженицы. Судя по тому, как тепло встречена эта поэма Лисовского широким читателем, особенно в колхозной деревне, попытка во мношм удачна. * * * Во время войны значительно окреп и воз мужал голос Игнатия Рождественского — поэта, кровно связанного с «сибирской те мой», отражающего в своих стихах свой родной край. Как Мухачеву наиболее близок Алтай, Седых — Забайкалье, Лисовскому — си бирский Север, для Рождественского Ип ишкреной является -родной Енисей, енисей ская тайга-, Саяны. «Сердце Сибири» — так назвал книгу своих стихов, написанных в годы -войны, Игнатий Рождественский. Рождественский не избежал ошибочных тенденций, имевших место в творчестве других сибирских поэтов, — тенденций как-то выделить, обособить Сибирь, под черкнуть якобы присущие только сибиря кам черты характера, представить сибиря ков людьми особого оклада. В стихотворении «Сердце «Сибири», дав шем название сборнику, содержатся утвер ждения, -что «наша сибирская -сила в бит вах ломает вра-га», что «раскаты наших (сибирских) орудий — сча-стье грядущих, веков» (И), что «ид-ет сибиряк впереди» в «гордое сердце Сибири бьется в солдат ской груди». Но в этом же -сборнике, в ряде стихо творений, поэт сам преодолевает это оши бочно© представление, показывая сибиряка- воина, труженика, прежде всего, как совет ского, руоского человека, сына своего на рода, Родины. -Как бы отвечая на вопрос собеседника- о том, что -собой представляет сибирский характер, что за люди сибиряки, герой од ного из стихотворений говорит: Мы—люди крутого и строгого права, Душой не кривим, -не прощаем обид... Конечно, под нулю шальную не лезем, Конечно, себя бережем на войне. ,Но нас не возьмешь ни огнем, ни железом, И наши сердца не уступят броне. Ты с нами встречался у грозных орудий. Ты зидел нас, хмуро шагающих в ночь. А в жизни мы — самые свойские люди; И девушек любим, и выпить непрочь.» Не ведаем страха, живем без обмана. Толкуют, что нет нас храбрей на Руси. Не знаю, за это ручаться не стану. А как мы деремся, — у немца счх>си!.. Сибиряки — те же русские, «свойские»- люди-паггриоты, и делают их в бою гроз ными воинами те же, свойственные всем советским людям, чувства и помыслы: лю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2