Сибирские огни, 1947, № 6

нии боли. Советские люди тем и сильны и непобедимы, что высокое сознание и вера в жизнь, в свой народ, в партию большевиков делают их стойкими, муже, ственными и в личном горе и в общих тяжелых испытаниях. Стюарт, избрав для себя тему преодоления страдания, не смогла с необходимой идейной глубиной раскрыть, показать это жизнеутверждаю­ щее начало в чувствованиях советских людей. И в этом причина ее срывов, од­ носторонности я ограниченности ее ли­ рики. Сама наша советская действительность, высокие духовные качества советских лю­ дей, победивших .в великой войне и снова строящих свое счастье, — помогают совет­ скому поэту преодолеть односторонность, узость понимания жизни, найти выход к широким и вдохновляющим темам. В последних своих стихах — циклах «Новый дом», «На речке Терь», Е. Стю­ арт, пристальней вглядываясь в жизнь, в трудовые будни советских людей, нащу­ пывает для себя правильный творческий путь. * * * Казимир ЛисовсКий именно В военное время открыл для себя новый, определяв­ ший направление его творчества, край — советский север, где люди в суровых арк­ тических условиях трудятся на благо Ро­ дины, для дела победы. Тут мы имеем еще один пример того, как благотворно влияют на становление поэта прочная связь его с жизнью, с, ка­ кой-либо определенной, конкретной сторо­ ной действительности. Север для Лисов­ ского стал «поэтической родиной», север­ ные стихи определили основную линию его творчества. «Вдалеке от Большой Земли» поэт глуб­ же, проникновенней увидел мать-Родину, ощутил ее дыхание. Может потому, что вдалеке От полей твоих благоуханья Чувствуем и в счастье, и в тоске Материнское твое дыханье. Может потому, что в час войны, В Заполярье, за чертою круга. Мы, твои далекие сыны, Покоряем тундру, ночь и выогу. В лучших разделах книги — «Северная весна», «Вдалеке от Большой Земли» и «К у р ен к а — станок рыбацкий» — поэту удалось Взволнованно, ярко рассказать о героическом советском человеке, осваиваю­ щем Арктику, 'несущем на «край земли» свою волю, -разум и любовь к своей Ро­ дине. Поэма «Русский человек Бегичев», опуб­ ликованная недавно в «Сиб. огнях»,—зна­ чительный шаг в творчестве этого поэта и заметное явление на фоне нашей, сибир­ ской поэзии. Весьма интересна и стоит несколько особо в творчестве Лисовского поэма «Слово о женщине русской» — попытка создать образ передового человека совет­ ской деревни. Неровная, местами поэтиче­ ски расслабленная, эта поэма, однако, яв­ ляется по-своему смелой попыткой поэта затронуть самую животрепещущую тему нашей действительности — труд советских людей, показать образ советской женщи­ ны-труженицы. Судя по тому, как тепло встречена эта поэма Лисовского широким читателем, особенно в колхозной деревне, попытка во мношм удачна. * * * Во время войны значительно окреп и воз­ мужал голос Игнатия Рождественского — поэта, кровно связанного с «сибирской те­ мой», отражающего в своих стихах свой родной край. Как Мухачеву наиболее близок Алтай, Седых — Забайкалье, Лисовскому — си­ бирский Север, для Рождественского Ип ишкреной является -родной Енисей, енисей­ ская тайга-, Саяны. «Сердце Сибири» — так назвал книгу своих стихов, написанных в годы -войны, Игнатий Рождественский. Рождественский не избежал ошибочных тенденций, имевших место в творчестве других сибирских поэтов, — тенденций как-то выделить, обособить Сибирь, под­ черкнуть якобы присущие только сибиря­ кам черты характера, представить сибиря­ ков людьми особого оклада. В стихотворении «Сердце «Сибири», дав­ шем название сборнику, содержатся утвер­ ждения, -что «наша сибирская -сила в бит­ вах ломает вра-га», что «раскаты наших (сибирских) орудий — сча-стье грядущих, веков» (И), что «ид-ет сибиряк впереди» в «гордое сердце Сибири бьется в солдат­ ской груди». Но в этом же -сборнике, в ряде стихо­ творений, поэт сам преодолевает это оши­ бочно© представление, показывая сибиряка- воина, труженика, прежде всего, как совет­ ского, руоского человека, сына своего на­ рода, Родины. -Как бы отвечая на вопрос собеседника- о том, что -собой представляет сибирский характер, что за люди сибиряки, герой од­ ного из стихотворений говорит: Мы—люди крутого и строгого права, Душой не кривим, -не прощаем обид... Конечно, под нулю шальную не лезем, Конечно, себя бережем на войне. ,Но нас не возьмешь ни огнем, ни железом, И наши сердца не уступят броне. Ты с нами встречался у грозных орудий. Ты зидел нас, хмуро шагающих в ночь. А в жизни мы — самые свойские люди; И девушек любим, и выпить непрочь.» Не ведаем страха, живем без обмана. Толкуют, что нет нас храбрей на Руси. Не знаю, за это ручаться не стану. А как мы деремся, — у немца счх>си!.. Сибиряки — те же русские, «свойские»- люди-паггриоты, и делают их в бою гроз­ ными воинами те же, свойственные всем советским людям, чувства и помыслы: лю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2