Сибирские огни, 1947, № 6
Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть! Когда такие люди В стране Советской есть! А именно советская социалистическая Сибирь дает поэту великолепный, поэти ческий, романтически яркий материал о героике, высоких патриотических трудо вых, боевых, духовных, волевых качест вах советского человека.сибиряка, про славившего себя и на поле боя, и на фронте труда в годы Великой Отече ственной войны. * ** Сибиряк — это слово на фронтах войны было синонимом отваги, стойкости, ис ключительных боевых и волевых качеств советского воина-патриота. Можно назвать ряд произведений си бирских поэтов, в которых есть удачные поэтические образы воинов.сибиряков, есть удачный показ фронтовой героики сибиряков в стихах К. Седых, И. Муха чева, И. Молчанова-Сибирского, И. Лу- говского и других. Ряд интересных, сильных стихотворе ний, посвященных Отечественной войне, есть в книге «Легендарная быль» одного из старейших сибирских поэтов — Ни. кандра Алексеева. Таковы — «Штык», «Свет», глубокое по мысли стихотворение «Магистраль», показывающее трудовой по двиг сибирских железнодорожников в военное время. Однако, сборник «Легендарная быль», как и многие другие стихи Н. Алексеева! страдает присущим этому зрелому поэту серьезным пороком: словесным изощре нием, иногда доходящим до бессмыслицы, намеренной туманностью, 1 замьгсловатостью выражения, в ущерб идейной и поэтиче ской ясности. Это часто губит хорошие, глубокие по существу темы и замыслы поэта. Наиболее цельное и яркое впечатление оставляет небольшая книга сибирского поэта, посвященная целиком Отечествен ной .войне, — сборник «Мы шли на за пад» Вл. Вихлявцева, — это взволнован ный, правдивый и поэтически припод нятый дневник поэта-.воина, прошедшего с героической Советской Армией солдатский путь от тяжелых дней отступления и не удач первых лет войны до победного освободительного похода по странам Ев ропы. Говоря о стихах военных лет, следует отдельно остановиться на лирике Елиза веты Стюарт, по адресу которой еще не давно со страниц нашей местной печати раздавалось немало острокритических за мечаний. В книге «Города будущего», где со браны стихи Стюарт . первых военных лет, есть ряд хороших, взволнованных стихов о Родине, стихов, раскрывающих чувства, помыслы советской женщины-патриотки. И в книге «Второе рождение» мы най дем немало строк, где с достаточной по этической выразительностью раскрыты чувства советской женщины-солдатки, труженицы, матери и подруги — таковы стихи: «Сыну», «Украинка», «Когда по следний выстрел грянет» и другие. И в стихах цикла «Север» — о героических североморцах, в гостях у которых была Стюарт в годы войны, есть немало строк, взволнованно передающих любовь и вер ность советского человека своей Родине. В стихах Стюарт военного времени ос новная лирическая героиня — женщина, несущая на себе тяжелое бремя военной годины, идущая через горестные испыта ния войны. Сама по себе эта тема законна и жиз ненно правдива — война принесла много горя и лишений советским людям. В ли рике Стюарт возникла тема — преодоле ние страдания, которое несет война. Не однократно поэтесса раскрывает этот мо тив в своих стихах: Мы научились не слабеть, Когда томят и боль, и усталь. Но мы должны еще суметь Особым овладеть искусством: Постигнуть, в горе не сгорев. Вновь через все, что пережито, И песню птицы на заре И прелесть почки нераскрытой... Но уже в «Городах будущего» мотив страданий, трагический мотив войны иног да (превалировал над волевой, оптимисти ческой, мужественной верой в жизнь, в победу, этой характернейшей и органиче ской чертой советского человека. Во «Втором рождении», смотря на ис пытания военных лет уже с некоторого расстояния, поэтесса все-таки и прежде всего ощущает трагический элемент вой ны. Война воспринимается, ею, как «мерт вые пчелы на мертвых цветках», как «жа лоба листьев на обгорелых деревьях», как «опаленная ржавая земля», как «зем ли окопной горечь злая»... В самой лексике стихов преобладает мотив страдания, мы часто встречаемся в стихах со словами: «мука», «тоска», «го ре», «боль» в разнообразных вариациях: «неповторимая мука», «сведенные мукой губы», «непомерная боль», «непомерная утрата», особенно же часто употреби тельное слово «тоска» — оно проникает и в стихи сугубо лирического плана, и да же в стихи о войне: «все возвратится много раз ко мне в мечте, в тоске, рва нувшейся. с причала», «все тосковали об одном и постигали цену счастья», «все, что ты, смертною тоской объят, не долю- бил, не дожил» и т. д. И уже совсем не к месту в одном из стихотворений поэтес са обращается к фронтовику: — Тоскуй, товарищ, — злее будешь! Солдату не во вред тоска... Страдание само по себе никогда не яв лялось предметом подлинного искусства, поэзия — в преодолении его, в преодоле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2