Сибирские огни, 1947, № 6

Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть! Когда такие люди В стране Советской есть! А именно советская социалистическая Сибирь дает поэту великолепный, поэти­ ческий, романтически яркий материал о героике, высоких патриотических трудо­ вых, боевых, духовных, волевых качест­ вах советского человека.сибиряка, про­ славившего себя и на поле боя, и на фронте труда в годы Великой Отече­ ственной войны. * ** Сибиряк — это слово на фронтах войны было синонимом отваги, стойкости, ис­ ключительных боевых и волевых качеств советского воина-патриота. Можно назвать ряд произведений си­ бирских поэтов, в которых есть удачные поэтические образы воинов.сибиряков, есть удачный показ фронтовой героики сибиряков в стихах К. Седых, И. Муха­ чева, И. Молчанова-Сибирского, И. Лу- говского и других. Ряд интересных, сильных стихотворе­ ний, посвященных Отечественной войне, есть в книге «Легендарная быль» одного из старейших сибирских поэтов — Ни. кандра Алексеева. Таковы — «Штык», «Свет», глубокое по мысли стихотворение «Магистраль», показывающее трудовой по­ двиг сибирских железнодорожников в военное время. Однако, сборник «Легендарная быль», как и многие другие стихи Н. Алексеева! страдает присущим этому зрелому поэту серьезным пороком: словесным изощре­ нием, иногда доходящим до бессмыслицы, намеренной туманностью, 1 замьгсловатостью выражения, в ущерб идейной и поэтиче­ ской ясности. Это часто губит хорошие, глубокие по существу темы и замыслы поэта. Наиболее цельное и яркое впечатление оставляет небольшая книга сибирского поэта, посвященная целиком Отечествен­ ной .войне, — сборник «Мы шли на за­ пад» Вл. Вихлявцева, — это взволнован­ ный, правдивый и поэтически припод­ нятый дневник поэта-.воина, прошедшего с героической Советской Армией солдатский путь от тяжелых дней отступления и не­ удач первых лет войны до победного освободительного похода по странам Ев­ ропы. Говоря о стихах военных лет, следует отдельно остановиться на лирике Елиза­ веты Стюарт, по адресу которой еще не­ давно со страниц нашей местной печати раздавалось немало острокритических за­ мечаний. В книге «Города будущего», где со­ браны стихи Стюарт . первых военных лет, есть ряд хороших, взволнованных стихов о Родине, стихов, раскрывающих чувства, помыслы советской женщины-патриотки. И в книге «Второе рождение» мы най­ дем немало строк, где с достаточной по­ этической выразительностью раскрыты чувства советской женщины-солдатки, труженицы, матери и подруги — таковы стихи: «Сыну», «Украинка», «Когда по­ следний выстрел грянет» и другие. И в стихах цикла «Север» — о героических североморцах, в гостях у которых была Стюарт в годы войны, есть немало строк, взволнованно передающих любовь и вер­ ность советского человека своей Родине. В стихах Стюарт военного времени ос­ новная лирическая героиня — женщина, несущая на себе тяжелое бремя военной годины, идущая через горестные испыта­ ния войны. Сама по себе эта тема законна и жиз­ ненно правдива — война принесла много горя и лишений советским людям. В ли­ рике Стюарт возникла тема — преодоле­ ние страдания, которое несет война. Не­ однократно поэтесса раскрывает этот мо­ тив в своих стихах: Мы научились не слабеть, Когда томят и боль, и усталь. Но мы должны еще суметь Особым овладеть искусством: Постигнуть, в горе не сгорев. Вновь через все, что пережито, И песню птицы на заре И прелесть почки нераскрытой... Но уже в «Городах будущего» мотив страданий, трагический мотив войны иног­ да (превалировал над волевой, оптимисти­ ческой, мужественной верой в жизнь, в победу, этой характернейшей и органиче­ ской чертой советского человека. Во «Втором рождении», смотря на ис­ пытания военных лет уже с некоторого расстояния, поэтесса все-таки и прежде всего ощущает трагический элемент вой­ ны. Война воспринимается, ею, как «мерт­ вые пчелы на мертвых цветках», как «жа­ лоба листьев на обгорелых деревьях», как «опаленная ржавая земля», как «зем­ ли окопной горечь злая»... В самой лексике стихов преобладает мотив страдания, мы часто встречаемся в стихах со словами: «мука», «тоска», «го­ ре», «боль» в разнообразных вариациях: «неповторимая мука», «сведенные мукой губы», «непомерная боль», «непомерная утрата», особенно же часто употреби­ тельное слово «тоска» — оно проникает и в стихи сугубо лирического плана, и да­ же в стихи о войне: «все возвратится много раз ко мне в мечте, в тоске, рва­ нувшейся. с причала», «все тосковали об одном и постигали цену счастья», «все, что ты, смертною тоской объят, не долю- бил, не дожил» и т. д. И уже совсем не к месту в одном из стихотворений поэтес­ са обращается к фронтовику: — Тоскуй, товарищ, — злее будешь! Солдату не во вред тоска... Страдание само по себе никогда не яв­ лялось предметом подлинного искусства, поэзия — в преодолении его, в преодоле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2