Сибирские огни, 1947, № 6

;<улся, как один из своеобразных и ода. ценных певцов сибирской старины, «бы­ вальщины», поэтизировавший таежную кондовость Сибири, удаль ямщицко-вар. падкой жизни. И вот перед нами книга «Родня» М. Скуратова, изданная спустя почти два десятилетия и названием своим подчерки­ вающая родственность поэта тому поэти­ ческому материалу, какой составляет ее содержание. В этой книге все сугубо «сибирское»: темы, образы, словарь, все как-будто свидетельствует о верности М. Скуратова «сибирской» теме. Но ка­ кова Сибирь в изображении Скуратова? Это все та же кондовая, таежная, «не­ початая» Сибирь, которой будто и не кос­ нулись ни социалистическая культура, ни сталинские пятилетки, ни коллективиза­ ция, ни индустриализация. Правда, в некоторых стихах Скуратова есть попытки как-то раскрыть эту «новь» (только этим словом чаще всего поэт и обозначает советское время), преобразив­ шую Сибирь, но эти бледные штришки тонут, теряются в густо махровой таеж­ ной экзотике, в архаических замшелых образах ямщицко-варнацкой старины. Ко­ нечно, в книгу М. Скуратова вошло много старых, двадцатилетней давности, стихов, но, повидимому, поэт считает их и сейчас живым отражением сибирской действи­ тельности. Между тем, в стихах звучат часто мотивы, которые сейчас не могут быть истолкованы иначе, как неприятие сегодняшней социалистической Сибири. Вот как изображает поэт в стихотворении «Байкальское» вторжение индустриальных начал в сибирскую глухомань: Где же молодость, краса и сила? Не о том ли плачется земля, Что тебя вокруг исколесила В два кольца железная змея? На примере стихов М. Скуратова наи­ более ярко и очевидно сказываются воз­ можные опасности ограничения поэта «си­ бирской» темой, понимаемой узко и ре­ месленно, опасность областной ограничен­ ности, замыкания в узком круге перепе­ вов давно отжившего и неизбежность при этом отставания от современности и поте­ ри чувства нового. Уместно напомнить слова товарища Жданова о том, что «Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те, рус­ ские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не ют. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, ко­ торые в керне изменили облик нашей страны». Поэт, не понявший, не ощутивший это­ го, безнадежно остается в плену давно отживших представлений, и какими бы поэтическими, экзотическими узорами ни были украшены его стихи, они останутся ненужными народу. Еще часто мы встречаемся со случая­ ми, когда именно сибирская экзотика, представления о Сибири, как о беспре­ дельной тайге, где разгуливают медведи, махрово процветает в стихах некоторых поэтов и находит своих поклонников сре-‘ ди людей, не знающих сегодняшней совет­ ской Сибири. Книга «Родня» М. Скуратова вызвала, например, весьма положительную оценку в рецензии ленинградского поэта А. Ре- шетова («Звезда», № 2. 1947 г.), нашед­ шего в поэзии Скуратова «подлинно си­ бирский колорит», «свою тему», поэтиче­ ски яркое отображение Сибири. Правда, в заключение рецензент очень деликатно намекает поэту, что все.таки следовало бы ему показать в стихах советское вре­ мя, современную Сибирь, но это делается только в порядке необязательного поже­ лания. Следует сказать о псевдосибирском «ко­ лорите» в стихах некоторых других поэ­ тов. Лев Черноморцев —- несомненно ода­ ренный поэт, давно зарекомендовавший себя стихами о Сибири. Его первая книга, вышедшая в Москве лет десять назад, на­ зывалась «Тайга». Сибирской тайге, Ени­ сею, Саянам и Забайкалью, сибирякам- охотникам, рыбакам, разведчикам земных богатств посвящено большинство его сти­ хов, среди которых немало талантливых и удачных. Но на протяжении уже многих лет Чер­ номорцев перепевает, бесконечно варьи­ рует «таежные мотивы», и читатель все реже встречает в его стихах свежие об­ разы, живое ощущение того, что изобра­ жает и воспевает поэт. Поэт, давно отор­ ванный от сибирской действительности, живет старыми и все оскудевающими за­ пасами впечатлений. Но зато у Черно. морцева уже выработался определенный «сибирско-таежный» набор поэтических приемов, определенный словарный стан­ дарт, который теперь он с легкостью и весьма «плодотворно» использует. Читая на страницах московских журналов его «сибирские» стихи, мы все чаще встре­ чаемся с давно уже знакомыми по произ­ ведениям самого же Черноморцева образа­ ми Сибири, сибирских таежных людей, все чаще от стихов Черноморцева веет от­ кровенной эксплоатацией давно им же самим исчерпанной «сибирской» темы. В недавно вышедшей в Москве книге Черноморцева «Песнь о Сибири» читатель напрасно будет искать лицо новой, со­ циалистической Сибири, образы новых ее людей — строителей и преобразо­ вателей, — поэт «живописует» Сибирь по найденному, им однажды трафарету, дале­ кому от живой сибирской действитель­ ности. В стихах и других наших поэтов мы не­ редко встречаемся с подобным псевдо- сибирским колоритом, с чисто внешним, иногда экзотически подкрашенным пока­ зом Сибири. Чаще всего эксплоатируется своеобразная география Сибири, сибирский местный словарь, с помощью которых поэт просто-напросто вводит в заблужде­ ние доверчивого, не знающего Сибири, читателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2