Сибирские огни, 1947, № 6

ле», вдохновляет Драверта-поэта на вос­ торженную оду в честь родного края. Сквозь грань кристалла светится любовь к Сибири: Дал ему я Сибирий названье В честь его материнской страны, Где в лучах неостывшей луны Намечалось хребтов начертанье. ...Есть виденья всех былей сильней, Все равно, — наяву ли, во сне ли я: Мне Сибирия светят лучи!.. Поэзия Драверта страдала известной односторонностью, замкнутостью в преде. лах избранного раз и навсегда поэтом-ли- риком поля зрения на мир, его окружаю­ щий, в стихах его мы не находим боль­ ших, идейных обобщений или широкого социально-исторического раскрытия совет­ ской Сибири, «Областная» тема, ограни­ ченная узкими рамками субъективного вос­ приятия и отображения, теряет свою жиз­ ненную полноту и силу поэтического зву­ чания. * Сибирь — край больших исторических, социальных контрастов, необычайно глубо­ ка Пропасть, отделяющая сегодняшнюю советскую Сибирь от ее недавнего прош­ лого. Естественно, 'что в творчестве мно­ гих поэтов Сибири тема прошлого своего края занимала и занимает большое место. Но именно здесь мы чаще всего и встре­ чаемся с проявлениями отставания наших поэтов от насущных задач современности. Леонид Мартынов впервые выступил на страницах «Сибирских огней» более двух десятилетий назад и принадлежит к пер­ вому поколению советских поэтов Сиби ри. Стихи Мартынова сразу привлекли к себе внимание индивидуальностью голоса поэта, подлинной поэтической свежестью. Многие из ранних произведений Л. Мар­ тынова, с одинаковым успехом выступав­ шего и в лирике и в эпосе, не утратили своего звучания и сейчас, живописуя бо­ гатыми красками революционную Сибирь (поэма «Адмиральский час»), необъятный край, надевающий на себя «электрические бусы», «перепоясывающийся стальными магистралями». Мартынов-лирик своими стихами повел читателя в сказочно-богатое, поэтически- чудесное сибирское Лукоморье, раскры­ вающее свои сокровища перед волей че­ ловека — созидателя и открывателя. ...Я звал вас много раз И на степной простор, Где никогда не гас Охотничий костер. Я звал вас в пыльный рай Необозримых стад. Я звал вас в этот край... Делить все, чем богат, Я буду с вами рад! Этим стихотворением Л. Мартынов как бы подводил итог тому, что он делал на протяжении многих лет — и на такое признание он, несомненно, имел право. Заслуженно широкую известность Лео­ нид Мартынов приобрел своими истори­ ческими поэмами, мощно и своеобразно за­ звучавшими накануне Великой Отечест­ венной войны. В поэмах-повестях: «Сказ об Увинь- кае», «Рассказ о русском инженере», «Тобольский летописец», «Сказка о Васи- лие Тюменце» — в образах богатой си бирской старины Мартынов показал нам волевых и талантливых русских людей,, замечательных землепроходцев, открывав­ ших России путь в Сибирь, заселыцн- ков Сибири, принесших в суровый, неиз­ веданный край русскую необоримость, неистощимую находчивость и смелый ум. Патриотическая идея ' поэм, глубокое знание и осмысление сибирской истории через призму современности — эти каче­ ства делали исторические поэмы Марты­ нова близкими и понятными советскому читателю. Но время требовало от поэта прибли­ жения к современности, к тому, что не­ посредственно охватило и волновало весь наш народ в военное -время. Надо прямо сказать, что попытки Л. Мартынова откликнуться на современ­ ные, актуальные темы, за немногими ис­ ключениями, были гораздо слабее, блед­ нее его произведений, написанных на ма­ териале сибирской старины. Сборник сти­ хов военного времени, изданный в Омске,— «Мы придем», показал, что голос Марты­ нова звучит в полную силу лишь там, где речь идет о старине («Стена», «Дым отечества»), но явно спадает, срывается на крик и риторику, когда касается со­ временности, войны, героики советского народа. Нельзя назвать ни одного из ста. хотворений Л. Мартынова на темы Оте­ чественной войны, которое бы находилось на уровне поэтических возможностей зре­ лого мастерства поэта. Наоборот, в военных, а затем в новых, мирных условиях, в творчестве Л. Мар­ тынова все явственней зазвучали мотивы,. заметные в его поэзии и раньше, — от­ странение от живой действительности, замыкание поэта в обособленной и дале­ кой от современности теме, мотивы, кото­ рые отчетливо проступали в таких стихо­ творениях, как «Тишина», «Прохожий», «Подсолнечник» и др. Книга стихов «Эрцинский лес», издан­ ная в 1946 году в Омске, обнаружила уже в явной форме отрыв поэта от совре­ менности, увлечение стариной. Это при­ вело поэта к идеализации старины в ущерб действительности, к идейным сры­ вам, которые уже получили справедливо суровую оценку в критике, в частности, в статье М. Бударина, напечатанной в № 1 «Сибирских огней» за этот год. * ** Мих. Скуратов относится к старшему поколению поэтов Сибири. Его стихи впер­ вые появились на страницах «Сибирских огней» в 1923—24 годах. Он формировал­ ся и рос, как поэт, в Сибири, на сибир­ ской тематике, и много лет назад выдви-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2