Сибирские огни, 1947, № 6
ле», вдохновляет Драверта-поэта на вос торженную оду в честь родного края. Сквозь грань кристалла светится любовь к Сибири: Дал ему я Сибирий названье В честь его материнской страны, Где в лучах неостывшей луны Намечалось хребтов начертанье. ...Есть виденья всех былей сильней, Все равно, — наяву ли, во сне ли я: Мне Сибирия светят лучи!.. Поэзия Драверта страдала известной односторонностью, замкнутостью в преде. лах избранного раз и навсегда поэтом-ли- риком поля зрения на мир, его окружаю щий, в стихах его мы не находим боль ших, идейных обобщений или широкого социально-исторического раскрытия совет ской Сибири, «Областная» тема, ограни ченная узкими рамками субъективного вос приятия и отображения, теряет свою жиз ненную полноту и силу поэтического зву чания. * Сибирь — край больших исторических, социальных контрастов, необычайно глубо ка Пропасть, отделяющая сегодняшнюю советскую Сибирь от ее недавнего прош лого. Естественно, 'что в творчестве мно гих поэтов Сибири тема прошлого своего края занимала и занимает большое место. Но именно здесь мы чаще всего и встре чаемся с проявлениями отставания наших поэтов от насущных задач современности. Леонид Мартынов впервые выступил на страницах «Сибирских огней» более двух десятилетий назад и принадлежит к пер вому поколению советских поэтов Сиби ри. Стихи Мартынова сразу привлекли к себе внимание индивидуальностью голоса поэта, подлинной поэтической свежестью. Многие из ранних произведений Л. Мар тынова, с одинаковым успехом выступав шего и в лирике и в эпосе, не утратили своего звучания и сейчас, живописуя бо гатыми красками революционную Сибирь (поэма «Адмиральский час»), необъятный край, надевающий на себя «электрические бусы», «перепоясывающийся стальными магистралями». Мартынов-лирик своими стихами повел читателя в сказочно-богатое, поэтически- чудесное сибирское Лукоморье, раскры вающее свои сокровища перед волей че ловека — созидателя и открывателя. ...Я звал вас много раз И на степной простор, Где никогда не гас Охотничий костер. Я звал вас в пыльный рай Необозримых стад. Я звал вас в этот край... Делить все, чем богат, Я буду с вами рад! Этим стихотворением Л. Мартынов как бы подводил итог тому, что он делал на протяжении многих лет — и на такое признание он, несомненно, имел право. Заслуженно широкую известность Лео нид Мартынов приобрел своими истори ческими поэмами, мощно и своеобразно за звучавшими накануне Великой Отечест венной войны. В поэмах-повестях: «Сказ об Увинь- кае», «Рассказ о русском инженере», «Тобольский летописец», «Сказка о Васи- лие Тюменце» — в образах богатой си бирской старины Мартынов показал нам волевых и талантливых русских людей,, замечательных землепроходцев, открывав ших России путь в Сибирь, заселыцн- ков Сибири, принесших в суровый, неиз веданный край русскую необоримость, неистощимую находчивость и смелый ум. Патриотическая идея ' поэм, глубокое знание и осмысление сибирской истории через призму современности — эти каче ства делали исторические поэмы Марты нова близкими и понятными советскому читателю. Но время требовало от поэта прибли жения к современности, к тому, что не посредственно охватило и волновало весь наш народ в военное -время. Надо прямо сказать, что попытки Л. Мартынова откликнуться на современ ные, актуальные темы, за немногими ис ключениями, были гораздо слабее, блед нее его произведений, написанных на ма териале сибирской старины. Сборник сти хов военного времени, изданный в Омске,— «Мы придем», показал, что голос Марты нова звучит в полную силу лишь там, где речь идет о старине («Стена», «Дым отечества»), но явно спадает, срывается на крик и риторику, когда касается со временности, войны, героики советского народа. Нельзя назвать ни одного из ста. хотворений Л. Мартынова на темы Оте чественной войны, которое бы находилось на уровне поэтических возможностей зре лого мастерства поэта. Наоборот, в военных, а затем в новых, мирных условиях, в творчестве Л. Мар тынова все явственней зазвучали мотивы,. заметные в его поэзии и раньше, — от странение от живой действительности, замыкание поэта в обособленной и дале кой от современности теме, мотивы, кото рые отчетливо проступали в таких стихо творениях, как «Тишина», «Прохожий», «Подсолнечник» и др. Книга стихов «Эрцинский лес», издан ная в 1946 году в Омске, обнаружила уже в явной форме отрыв поэта от совре менности, увлечение стариной. Это при вело поэта к идеализации старины в ущерб действительности, к идейным сры вам, которые уже получили справедливо суровую оценку в критике, в частности, в статье М. Бударина, напечатанной в № 1 «Сибирских огней» за этот год. * ** Мих. Скуратов относится к старшему поколению поэтов Сибири. Его стихи впер вые появились на страницах «Сибирских огней» в 1923—24 годах. Он формировал ся и рос, как поэт, в Сибири, на сибир ской тематике, и много лет назад выдви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2