Сибирские огни, 1947, № 6
;дых, как и Мухачев, хороший пейзажист, зладеющий искусством находить для изо бражения природы свои яркие краски. Хотя Седых, как и Мухачев, относи тельно мало написал в годы войны, но для его лучших стихов и этого времени ха рактерна верность своей теме, органич ность чувства: Богатую солнечной новью За щедрую землю, за ширь Мы любим сынбвьей любовью Советскую нашу Сибирь. («Песня сибиряков»). Патриотическая идея, любовь к Родине ■у Седых, как и у других сибирских по стов, получает свое «сибирское» прелом ление: он воспевает героизм, стойкость со ветских людей в образах родных ему зем- ляков-сибиряков («У могилы сибиряков», «Песня сибиряков», «Первая любовь» и другие стихи). И это не «областная огра ниченность» лирики, а богатая внутрен ним содержанием любовь к родной земле, к народу, любовь, раскрываемая сибир ским поэтом в образах людей, с которыми си живет одной жизнью, в картинах при роды родной и хорошо знакомой, ощути мой с детства. «Больше поэтов хороших и разных» — требовал Маяковский. На примере двух разных поэтов одной темы — Мухачева и Седых >— мы видим, что верность поэта одной и как-будто местной теме, отнюдь, не исключает, наоборот, способствует фор мированию поэтических индивидуальностей, обогащает краски поэтической палитры — Мухачев воспел Алтай, Седых — Забай калье, но каждый по-своему отразил мно гообразие нашей жизни. А между тем, мы еще нередко встречаемся в критике с ни- веллировкой всех «областных» поэтов и высокомерным отношением к «областной» теме, как частной и ограниченной: Местная, поэтически конкретная тема, быть может, позволяет гораздо проникно венней и ярче раскрыть и отобразить ко ренные процессы -нашей советской дей ствительности, чем при общем к ней под ходе. ** * Если бы только перечислить сборники ряда поэтов — А. Ольхона, Н. Алексее ва, И. Молчанова-Сибирского, Л. Черно- морцева, Евг. Березницкого, Вл. Чугунова, К. Лисовского, Игн. Рождественского и других, то мы даже и в названиях их от метили бы преимущественно слова — Си бирь, сибирский или названия сибирских рек, тайги, гор и т. д. . Любовь к родному краю, его природе, людям, истории, постоянная творческая связь поэта с жизнью своего края, напол. нение стихов образами, речевым материа лом, почерпнутым из органически близкой поэту, окружающей его среды — такова одна из основных черт «областной» струи в поэзии. Отсюда и ее некоторые харак терные черты: локальность средств выра жения, общая для поэтов Сибири привер женность к изображению природы как в лирике, так и в эпических произведениях. Эта приверженность, если вдуматься, объясняется глубокими социально-истори ческими условиями и обстоятельствами: именно в Сибири жизнь человека была сопряжена с постоянной борьбой со сти хиями необычайно суровой, неизведанной и могучей природы, которая в прошлом недаром служила местом заточения и ка ры для людей. И' в новых социальных ус ловиях в наше советское время, усилия советских людей, создающих новый со циалистический уклад жизни в Сибири, в значительной мере употребляются на по корение и освоение сибирской природы, не без сопротивления -отдающей людям свои неисчерпаемые богатства. В теме — человек в природе, борьба человека с природой и конечный, побед ный союз с нею — раскрывается одна из сторон нашей действительности: социали стическое преобразование природы и все более растущая власть над природой со ветского человека, строящего новую жизнь. * ** Говоря о том, что в стихах лучших си бирских поэтов, в «сибирской» теме их творчества находит свое выражение и пре ломление общая, одухотворяющая и вдохновляющая идея советского патрио тизма, было бы вредным самообманом и беспардонным зазнайством утверждать, что творчество всех поэтов Сибири полностью отвечает задачам, какие стоят перед со ветской литературой. Исторические решения Центрального Комитета ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» помогли понять, вскрыть коренные недостатки и ошибки в творче стве сибирских поэтов и отчетливо опре делить задачи. В творчестве даже наиболее зрелых си бирских поэтов коренная тема нашей дей ствительности имеет пока еще далеко не полное, а, порой, одностороннее отражение и раскрытие. Поэзии Мухачева, Седых и некоторых других сибирских' поэтов, органически связанной с советской Сибирью и взвол нованно воспевающей родной край, часто еще, нехватает идейной глубины и худо жественного обобщения процессов, проис ходящих в Сибири, как процессов нашей общей советской действительности. Лирический герой в стихах того же Мухачева иногда выступает как человек вообще, поэту еще не удается с достаточ ной -глубиной показать в нем черты совет ского человека, воспитанного советской Родиной, советским государственным строем, великой партией большевиков. Имен-но эти качества, характерные черты героя нашей литературы в стихах Мухаче ва еще не находят достаточно яркого « идейно полноценного отображения. Да и процесс преобразования сибирской природы в стихах Мухачева показьшается иногда, как процесс покорения природы человеком вообще, без необходимой связи именно с советским временем, с великой преобразовательной и прогрессивной силой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2