Сибирские огни, 1947, № 5
...«у советского патриотизма «ет больше го врага и противника, чем пережитки, предрассудки буржуазного национализма’. Ведь буржуазному национализму особенно важно увести в прошлое, идеализировать, поднять все самое косное и отсталое, на ционалистическое из того, что было в щрошлом, чтобы сказать, что это прошлое •было интереснее, чем настоящее. Ведь буржуазные националисты идеализируют это прошлое не в интересах развития на ших республик». Еще совсем недавно апологеты стари, ны, оказавшиеся буржуазными национали стами, старались доказывать, что музы кальные инструменты для национальных оркестров нельзя заказывать в современ ных мастерских, что топшуры и скрипки могут делать только полуслепые старики тупыми топорами и что хрупкая лесная дудка лучше флейты. Старые народные мелодии выдвигались в качестве единст венно-приемлемого материала для музы, кальных произведений и кое-где отрицэ. » лась необходимость учебы на лучших об разцах русской музыки. Это могло при вести к национальной ограниченности, к отрицанию права на самостоятельное твор чество и развитие национальной формы. Ясно, что советские люди не могли пойти по этому ложному пути. Они, руководимые партией большевиков, избрали другой путь. Это — путь овладения богатствами миво вой культуры и, в первую очередь, богат ствами русской культуры. Из национальной формы мы должны брать все передовое, близкое духу нашего времени. Не архаические, а прогрессивные элементы этой формы должны интересе, вать нас. Мы помним указание Владимира Ильича Ленина о том, что интерес на циональной гордости должен совпадать с социалистическим интересом. Нам нужна такая национальная форма, которая соот ветствовала бы социалистическому содер жанию. щ Наш «советский писатель является под- .линньгм новатором не только в области содержания, но и в области формы. Мы стремимся к самой простой, естественной и ясной форме, доступной народу, продол жая и развивая в этом отношении клас сические традиции» (А. Фадеев). На основе серьезного знакомства с уст ным народным творчеством и глубокого изучения лучших образцов искусства рус ского народа и других народов СССР, передовые литераторы автономных респуб лик и областей Сибири развивают и обо. гащают национальную форму. Это путь правильный, по нему нужно двигаться впе ред все решительнее и . быстрее. 14 Советский народ любит свою литературу и законно предъявляет к писателям стро гие требования. Уровень литературы наро дов Сибири еще не отвечает полностью этим требованиям, сформулированным с большевистской ясностью, четкостью и прямотой в докладе А. А. Жданова и в исторических решениях Центрального Ко митета партии. Некоторые литераторы не понимали за дач, стоящих перед советской литерату рой, и делали не то, что нужно нашему народу. Иногда в печать проникали оши бочные и вредные произведения. Так, в Бурят.Монголии писатель Малакшинов в дни Отечественной войны опубликовал безнравственную, пошлую и антипедагоги, ческуго повесть «Мальчик из Забайкалья». С. Балдано, в прошлом году исключенный из Союза советских писателей, пытался протащить в своей пьесе вредную кулац кую идеологию. Писатель Ч. Цыдендам- баев опубликовал отрывок из романа, з котором допущена клевета иа бурятский в русский народы. В Улан-Удэ законно упрекали писателей А. Шалаева и Н. Баллада в том, что они обходили советскую тематику. Писатели Базарон, Д. Мадасон и Бальбуров ослаби. ли свою творческую работу и за последние годы не создали сколько-нибудь значи тельных произведений. Поэт Д. Хилтухин не работал над собой и мастерство его оставалось на том ж е невысоком уровне, на котором оно было лет 10—12 назад. Поэт забыл: для того, чтобы учить дру. гих, надо, прежде всего, учиться самому. Последний упрек может быть отнесен и к некоторым другим писателям и поэтам. Голый схематизм, увлечение бытовизмом и натурализмом были довольно частыми яв лениями в бурят-монгольской литературе. Якутские поэты достигли больших успе хов в лирике. Во многих произведениях Кюннюк Урастырова, Чагылгаиа и Таллан Бюрэ мы находим и мастерство, и но вые для якутской поэзии интонации, и оча ровательные краски. Но мы не можем не упрекнуть якутских поэтов в чрез мерном увлечении пейзажной живописью. В их произведениях хотелось бы видеть не только картины природы, но и со ветского человека в окружении природы, которую он перестраивает и подчиняет се бе. Многообразие жизни, богатство трудо вой деятельности на якутском севере, вы. полпение сталинской пятилетки, рост но вого человека и движение его души — все это должно послужить материалом пи сателям и поэтам для очерков, поэм, пове стей и романов. Бурят-монгольские писатели признают: . «У нас не создан образ типического со ветокого человека. Современность в наших произведениях отражается мало и поверх ностно». Правильные слова. Их могли бы по вторить якуты и хакасы, тувинцы и ал. тайцы. В бурят-монгольской печати отмечалось, что многие из произведений, напечатанных в республике, местнические, их значение иногда не выходят даже за пределы улу са, в котором они созданы. Подобные не достатки встречаются и у писателей дру гих народов Сибири. Работая над произве дением о каком-либо одном колхозе, писа тель должен видеть весь наш Советский Союз. Местные темы нужно обогащать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2