Сибирские огни, 1947, № 5

...«у советского патриотизма «ет больше­ го врага и противника, чем пережитки, предрассудки буржуазного национализма’. Ведь буржуазному национализму особенно важно увести в прошлое, идеализировать, поднять все самое косное и отсталое, на­ ционалистическое из того, что было в щрошлом, чтобы сказать, что это прошлое •было интереснее, чем настоящее. Ведь буржуазные националисты идеализируют это прошлое не в интересах развития на­ ших республик». Еще совсем недавно апологеты стари, ны, оказавшиеся буржуазными национали­ стами, старались доказывать, что музы­ кальные инструменты для национальных оркестров нельзя заказывать в современ­ ных мастерских, что топшуры и скрипки могут делать только полуслепые старики тупыми топорами и что хрупкая лесная дудка лучше флейты. Старые народные мелодии выдвигались в качестве единст­ венно-приемлемого материала для музы, кальных произведений и кое-где отрицэ. » лась необходимость учебы на лучших об­ разцах русской музыки. Это могло при­ вести к национальной ограниченности, к отрицанию права на самостоятельное твор­ чество и развитие национальной формы. Ясно, что советские люди не могли пойти по этому ложному пути. Они, руководимые партией большевиков, избрали другой путь. Это — путь овладения богатствами миво­ вой культуры и, в первую очередь, богат­ ствами русской культуры. Из национальной формы мы должны брать все передовое, близкое духу нашего времени. Не архаические, а прогрессивные элементы этой формы должны интересе, вать нас. Мы помним указание Владимира Ильича Ленина о том, что интерес на­ циональной гордости должен совпадать с социалистическим интересом. Нам нужна такая национальная форма, которая соот­ ветствовала бы социалистическому содер­ жанию. щ Наш «советский писатель является под- .линньгм новатором не только в области содержания, но и в области формы. Мы стремимся к самой простой, естественной и ясной форме, доступной народу, продол­ жая и развивая в этом отношении клас­ сические традиции» (А. Фадеев). На основе серьезного знакомства с уст­ ным народным творчеством и глубокого изучения лучших образцов искусства рус­ ского народа и других народов СССР, передовые литераторы автономных респуб­ лик и областей Сибири развивают и обо. гащают национальную форму. Это путь правильный, по нему нужно двигаться впе­ ред все решительнее и . быстрее. 14 Советский народ любит свою литературу и законно предъявляет к писателям стро­ гие требования. Уровень литературы наро­ дов Сибири еще не отвечает полностью этим требованиям, сформулированным с большевистской ясностью, четкостью и прямотой в докладе А. А. Жданова и в исторических решениях Центрального Ко­ митета партии. Некоторые литераторы не понимали за ­ дач, стоящих перед советской литерату­ рой, и делали не то, что нужно нашему народу. Иногда в печать проникали оши­ бочные и вредные произведения. Так, в Бурят.Монголии писатель Малакшинов в дни Отечественной войны опубликовал безнравственную, пошлую и антипедагоги, ческуго повесть «Мальчик из Забайкалья». С. Балдано, в прошлом году исключенный из Союза советских писателей, пытался протащить в своей пьесе вредную кулац­ кую идеологию. Писатель Ч. Цыдендам- баев опубликовал отрывок из романа, з котором допущена клевета иа бурятский в русский народы. В Улан-Удэ законно упрекали писателей А. Шалаева и Н. Баллада в том, что они обходили советскую тематику. Писатели Базарон, Д. Мадасон и Бальбуров ослаби. ли свою творческую работу и за последние годы не создали сколько-нибудь значи­ тельных произведений. Поэт Д. Хилтухин не работал над собой и мастерство его оставалось на том ж е невысоком уровне, на котором оно было лет 10—12 назад. Поэт забыл: для того, чтобы учить дру. гих, надо, прежде всего, учиться самому. Последний упрек может быть отнесен и к некоторым другим писателям и поэтам. Голый схематизм, увлечение бытовизмом и натурализмом были довольно частыми яв­ лениями в бурят-монгольской литературе. Якутские поэты достигли больших успе­ хов в лирике. Во многих произведениях Кюннюк Урастырова, Чагылгаиа и Таллан Бюрэ мы находим и мастерство, и но­ вые для якутской поэзии интонации, и оча­ ровательные краски. Но мы не можем не упрекнуть якутских поэтов в чрез­ мерном увлечении пейзажной живописью. В их произведениях хотелось бы видеть не только картины природы, но и со­ ветского человека в окружении природы, которую он перестраивает и подчиняет се­ бе. Многообразие жизни, богатство трудо­ вой деятельности на якутском севере, вы. полпение сталинской пятилетки, рост но­ вого человека и движение его души — все это должно послужить материалом пи­ сателям и поэтам для очерков, поэм, пове­ стей и романов. Бурят-монгольские писатели признают: . «У нас не создан образ типического со ветокого человека. Современность в наших произведениях отражается мало и поверх­ ностно». Правильные слова. Их могли бы по­ вторить якуты и хакасы, тувинцы и ал. тайцы. В бурят-монгольской печати отмечалось, что многие из произведений, напечатанных в республике, местнические, их значение иногда не выходят даже за пределы улу­ са, в котором они созданы. Подобные не­ достатки встречаются и у писателей дру­ гих народов Сибири. Работая над произве­ дением о каком-либо одном колхозе, писа­ тель должен видеть весь наш Советский Союз. Местные темы нужно обогащать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2