Сибирские огни, 1947, № 5
тересах. Эта легенда занимает три четвер ти рассказа, остальное — пейзаж. Значит, вся суть рассказа — в легенде. Не разо бравшись ни в фольклоре, ,ни в истори. веских событиях, Побегаев делает одну ошибку за другой. Герой легенды — Ге. рей-батыр. Не трудно догадаться, что это не кто иной, как один из представителей династии крымских ханов Гиреев (Гераев). Крымская династия возникла в результате борьбы местных феодалов за отделение от Золотой Орды. Как известно, эта борьба закончилась в 1425 году победой Гиреев (Гераев). Этот факт и лег в основу пре дания. Побегаев перенес Гирея на Алтай и сделал его главой одного из теленгит- ских родов. Родовой строй автору пред ставляется «золотым веком» кочевников: «Не было в те далекие времена баев, зайсанов и камов .(шаманов. — А. К-). Все жили одинаково. Ели, ш ли одну пищу. Управляли родами самые мудрые и силь ные люди». И н о те эту счастливую Аркадию вторг лись орды монгольских феодалов под предводительством младшего брата самого Чингисхана. Герей вступил с ним в еди ноборство: «Одним взмахом ножа разрубил Герей Грудь своего врага, выхватил из его груди черное сердце, бросил его в темную, хо лодную пропасть ущелья, а сам вскочил на спину Айгыра и ускакал к своему на роду». Видимо, сердце предводителя монголь ских Войск не только заполнило все ущелье, но и превратилось в Высокую го ру, — автор пишет далее: «С тех пор и стала называться у нас на Алтае эта гора Кара-Тюрек!, что значит на русском языке ■— черное сердце». На этом, по словам автора, закончилось нашествие .монголов, а алтайцы будто бы сохранили опоэтизированный Побесаевым родовой строй до самой Октябрьской со циалистической революции. Умалчивая о там, что кочевые племена Алтая в течение столетий находились под Пятой джюнгарских захватчиков, что в се - редине восемнадцатого столетия алтайцы, спасаясь от грабительских орд своих юж ных соседей, прикочевали к Бй-Катунской Крепости и стали просить принять их в русское подданство, Побегаев заключает: «Вот с этой самой поры (со времени Чингисхана! — А. К.) и живет наш народ на свободе, на своей земле, в своем род ном краю». И неизвестно зачем большевики ве ли гражданскую войну, неизвестно за чем они «прогоняли с Алтая баев и зай- саяов», ведь при них, по словам автора, •царод жил «на свободе, на своей земле». В коцце рассказа . автор коротко сооб- ' Щает о советских альпинистах, водрузив ших на вершине Белухи флаг нашей роди ны, и гут же говорит, что этот флаг — «красный, как кровь Герея». Не кровь ге. роев, боровшихся и отдавших свою жизнь 1 Наименование горы дано неправильно: сердце по-алтайски —1 дьурек. за власть советов, за социалистическое общество, за радость и счастье народа, а кровь феодала, врага русского государ ства. Это равносильно прямому надруга тельству над флагом нашей страны, чад красным цветом революции. Сердце феодала, иноземного захватчика Побегаев пытался превратить в символ советского Алтая, в его существо. Преклоняясь перед старыми преданиями и не разобравшись в исторических собы тиях, Побегаев написал путаный и вред ный рассказ, а «Красная Ойротия» тороп ливо и услужливо напечатала его да еще в числе лучших произведений об Алтае. В Хакассии работники Института языка и литературы организовали перевод на русский язык и рекомендовали для опуб ликования старое предание феодалов о князе Канза-,Пеге. Это предание в прош лом имело распространение среди тюрк ских народов Сибири. Крупные феодалы приложили немало усилий, чтобы сделать эту фигуру популярной среди порабощен ного ими на,рода. Цель была явная — на строить -кочевников против русских. Это предание было известно у телеутов и алтайцев, но там Каяза-Пег выступал Иод именем Канза-бил (господин Трубка). Исторические события развертывались так: в половине восемнадцатого века коче вые народы Алтая, теснимые джюнгарами, добровольно присоединились к России и под стенами острогов нашли защиту от 'своих врагов. Через некоторое время, если верить преданию, князь Канза-бий или Канза-Пег выступил против русских. Он был пойман и заключен в тюрьму. Во дворе тюрьмы его за два ребра подвесили крюком к перекладине. Так он висел не сколько дней. Иногда подманивал к себе русских детей и отрывал им головы, иног да пел песни о своей винтовке, которая «стреляет через шесть гор и с одного вы стрела убивает по 60 человек русских». Скоро он вырвется отсюда, возьмет свою винтовку и каждой пулей будет убивать по 70 русских. Через некоторое время князю удалась бежать и он, собрав не большую группу сеЪих сторонников, снова выступил против русских. Ясно, что эго предание было сложено по прямому заказу крупных феодалов, пы тавшихся даже . в недалеком прошлом, во преки интересам своего народа, отколоть тюркские племена от более передового русского народа. Это предание было много раз записано и опубликовано. Зачем нужно было еще раз сосредоточивать внимание на нем и воскрешать в памяти давно и законно за бытого «героя»? Ясно одно: только лю дям, не освободившимся от вредных тен денций буржуазного национализма, прият но имя этого «героя», выступавшего про т.ив всего русского. Известно, что воеводы, жадные до «мягкой рухляди», как называли в прош лом пушнину, причинили немало зла ко чевому населению Сибири, с которого они долгое время собирали ясак. Но' известно также, что русский народ, стоявший на более высокой ступени развития, помогал'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2