Сибирские огни, 1947, № 5

тем, что углубляет важнейшую тему ге ­ роического труда советских людей». В по­ вести рассказано о том, как бурят-мон­ гольские колхозники последовали патрио­ тическому примеру Ферапонта Головатого. Сначала 72.летний старик, колхозный па­ стух Барвихой, приобрел на свои личные сбережения самолет для фронта, потом он стал инициатором сбора в колхозе средств на второй самолет. В приобретении боево­ го самолета для Советской Армии участ­ вуют все о т мала До велика. Этот вто­ рой самолет колхозники называют «Золо­ тая стрела» и передают его летчикам. Пат­ риотическое движение по сбору средств в фонд помощи фронту охватило всю Бурят-Монголию. В степь приходят тел е , граммы с благодарностью товарища Сталина. Получив телеграмму от вождя народов, старый Баранхой не может сдер . жать слез радости: сам Сталин разг-эва ривает с ним и благодарит его, колхозно­ го пастуха. Старик Баранхой, — пишет рецензент, —- «показан не в традиционной «богатырской», а в новой реалистической манере». Это особенно ценно, — молодая бурят-монгольская проза только-только выходит на широкую дорогу социалисти­ ческого реализма. Борьба женщины за свое положение в семье и обществе была долгой и тяжелой. Этой волнующей теме посвящено- много произведений у всех народов Сибири. Эту 'тему разрабатывали поэты, прозаики и драматурги. Н а Алтае бытует легенда о происхож­ дении .названия рекн Катунь. Женщина, опозоренная баем, бросилась с утеса в воду. И с тех пор реку стали звать — Женщина. В легенде — горькая правда прежней жизни, когда всесильные баи считали при­ знаком хорошего тона опоэорит.ь девушку или жену бедняка. Павел Кучияк сложил печальную песню о бедной пастушке Яндр, опозоренной ее хозяином Курдын-баем. Девушка бросилась в озеро Тюрген-Суу. В первые годы советской власти комсо­ молка Шолбан (3-везДа) из повести Федо­ ра Чвспиякова стала агитатором, ходила по становьям и вела беседы о Ленине, звала к новой жизни. Позднее о ней рас­ сказывал старик 'Канза: — . Смотрю сейчас на эту гору и на эту звезду Шолбан. Эта звезда ярче всех других звезд. Девушка ШоЛбан была, как эта звезда. Прежде бедный человек жил ,в темной яме, богатый человек был для не­ го страшной горой... Такой горой был Тотак-бай, решивший взнть смелую Шолбан в жены своему сы­ ну. Он рассчитывал, что гора закроет о т народа звезду: «Станет Шолбан женой бая, не будет мутить народ». Наемники бая схватили девушку, связа­ ли, бросили в лодку и повезли к богато­ му становью. Девушка знала, что волка и овцы не живут в одном дворе, опрокину­ ла лодку и погибла в быстрой горной реке. Девушка Арбачи из одноименной поэмы П. Кучияка, насильно выданная замуж за малолетнего байского сына, нашла в себе силы разорвать страшные путы прошлого. Она ушла от мужа и помогала победе, «с отцовской винтовкой в рядах партизан». Она «смело шагала По вражьему следу», чтобы расплатиться за слезы и помочь утверждению новой властк. Советский строй в корне изменил поло­ жение женщины -в семье и в обществе. Женщина стала во всем -равной мужчине, активной участницей общественной жизни, и любовь юношей и девушек стала чистой и светлой, а семейная1жизнь дружной и счастливой. Таковы герои колхозных пове­ стей П. Кучияка «Ямы» и «Тойчи». Азтор любит своих героев и, как патриот, гор­ дится ими, — ведь о-ни — дети Октябоч, воспитанники советского строя. -П, Кучияк понимал, что в-сей перестрой­ кой жизни и хозяйственного уклада, все­ ми достижениями © области колхозного, .индустриального и -культурного строитель­ ства его парод обязан руководящей роли партии Ленина—Сталина и братской помо­ щи со сто-роны передового русского нарог да! Создавая образы русских людей, пч- ^а-тель подчеркнул их воспитательную -ра­ боту'. -Русские шоферы помогают первому шоферу-алтайцу Кичимкею Сондопосову овладеть машиной. Русский плотник Ан­ дрей Куреев, защищая батрака Кара от 'бая, помогает ему -понять, что бай — классовый враг трудящихся. Позднее К яра слагает песню о своем русском друге: Милый друг мой Андрей В моем сердце любимым живет. Дружба между русскими и алтайцами, людьми, преданными одному и тому же великому делу строительства социалист», ческого общества, — основной мотив мно­ гих произведений Павла Кучияка. Гражданская война, становление совет­ ской власти, борьба за колхозы, ра-скрепо. щение женщины и превращение е е в ак­ тивную строительницу социализма, зарож ­ дение рабочего класса из среды бывших кочевников и создание индустриальных предприятий, братская дружба с великим русским народом и совместная борьба на фронтах Отечественной войны, подвиги на фронте вооруженной борьбы с врагами ро , дины и на фронте труда- — таковы глав­ ные темы произведений писателей а-втот номных республик и областей Сибири. «Не праздным наблюдателем, выгляды­ вающим из окна на людей, несущих тя ­ желую -ношу, была все эти годы наша ли,- те-ратура. Она была творцом и ,созид»тег лем, подставившим под эту ношу и свое плечо и не -пытавшимся согнуться или схитрить для того, чтобы облегчить себе эту -ноту за счет других». (Константин Симонов). Такой была и такой остается литератуг -ра народов Сибири. Ее -роль в борьбе за установление нового- строя, за социализм— огромна. Эту роль трудно перео-цен-ить. Партийные организации республик и об­ ластей Сибири, учитывая большое воспита­ тельное значение советской художествен­ ной литературы, -как литературы партий,, «ой, повседневно оказывали всемерную по . мощь в ее росте и развитии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2