Сибирские огни, 1947, № 5
тем, что углубляет важнейшую тему ге роического труда советских людей». В по вести рассказано о том, как бурят-мон гольские колхозники последовали патрио тическому примеру Ферапонта Головатого. Сначала 72.летний старик, колхозный па стух Барвихой, приобрел на свои личные сбережения самолет для фронта, потом он стал инициатором сбора в колхозе средств на второй самолет. В приобретении боево го самолета для Советской Армии участ вуют все о т мала До велика. Этот вто рой самолет колхозники называют «Золо тая стрела» и передают его летчикам. Пат риотическое движение по сбору средств в фонд помощи фронту охватило всю Бурят-Монголию. В степь приходят тел е , граммы с благодарностью товарища Сталина. Получив телеграмму от вождя народов, старый Баранхой не может сдер . жать слез радости: сам Сталин разг-эва ривает с ним и благодарит его, колхозно го пастуха. Старик Баранхой, — пишет рецензент, —- «показан не в традиционной «богатырской», а в новой реалистической манере». Это особенно ценно, — молодая бурят-монгольская проза только-только выходит на широкую дорогу социалисти ческого реализма. Борьба женщины за свое положение в семье и обществе была долгой и тяжелой. Этой волнующей теме посвящено- много произведений у всех народов Сибири. Эту 'тему разрабатывали поэты, прозаики и драматурги. Н а Алтае бытует легенда о происхож дении .названия рекн Катунь. Женщина, опозоренная баем, бросилась с утеса в воду. И с тех пор реку стали звать — Женщина. В легенде — горькая правда прежней жизни, когда всесильные баи считали при знаком хорошего тона опоэорит.ь девушку или жену бедняка. Павел Кучияк сложил печальную песню о бедной пастушке Яндр, опозоренной ее хозяином Курдын-баем. Девушка бросилась в озеро Тюрген-Суу. В первые годы советской власти комсо молка Шолбан (3-везДа) из повести Федо ра Чвспиякова стала агитатором, ходила по становьям и вела беседы о Ленине, звала к новой жизни. Позднее о ней рас сказывал старик 'Канза: — . Смотрю сейчас на эту гору и на эту звезду Шолбан. Эта звезда ярче всех других звезд. Девушка ШоЛбан была, как эта звезда. Прежде бедный человек жил ,в темной яме, богатый человек был для не го страшной горой... Такой горой был Тотак-бай, решивший взнть смелую Шолбан в жены своему сы ну. Он рассчитывал, что гора закроет о т народа звезду: «Станет Шолбан женой бая, не будет мутить народ». Наемники бая схватили девушку, связа ли, бросили в лодку и повезли к богато му становью. Девушка знала, что волка и овцы не живут в одном дворе, опрокину ла лодку и погибла в быстрой горной реке. Девушка Арбачи из одноименной поэмы П. Кучияка, насильно выданная замуж за малолетнего байского сына, нашла в себе силы разорвать страшные путы прошлого. Она ушла от мужа и помогала победе, «с отцовской винтовкой в рядах партизан». Она «смело шагала По вражьему следу», чтобы расплатиться за слезы и помочь утверждению новой властк. Советский строй в корне изменил поло жение женщины -в семье и в обществе. Женщина стала во всем -равной мужчине, активной участницей общественной жизни, и любовь юношей и девушек стала чистой и светлой, а семейная1жизнь дружной и счастливой. Таковы герои колхозных пове стей П. Кучияка «Ямы» и «Тойчи». Азтор любит своих героев и, как патриот, гор дится ими, — ведь о-ни — дети Октябоч, воспитанники советского строя. -П, Кучияк понимал, что в-сей перестрой кой жизни и хозяйственного уклада, все ми достижениями © области колхозного, .индустриального и -культурного строитель ства его парод обязан руководящей роли партии Ленина—Сталина и братской помо щи со сто-роны передового русского нарог да! Создавая образы русских людей, пч- ^а-тель подчеркнул их воспитательную -ра боту'. -Русские шоферы помогают первому шоферу-алтайцу Кичимкею Сондопосову овладеть машиной. Русский плотник Ан дрей Куреев, защищая батрака Кара от 'бая, помогает ему -понять, что бай — классовый враг трудящихся. Позднее К яра слагает песню о своем русском друге: Милый друг мой Андрей В моем сердце любимым живет. Дружба между русскими и алтайцами, людьми, преданными одному и тому же великому делу строительства социалист», ческого общества, — основной мотив мно гих произведений Павла Кучияка. Гражданская война, становление совет ской власти, борьба за колхозы, ра-скрепо. щение женщины и превращение е е в ак тивную строительницу социализма, зарож дение рабочего класса из среды бывших кочевников и создание индустриальных предприятий, братская дружба с великим русским народом и совместная борьба на фронтах Отечественной войны, подвиги на фронте вооруженной борьбы с врагами ро , дины и на фронте труда- — таковы глав ные темы произведений писателей а-втот номных республик и областей Сибири. «Не праздным наблюдателем, выгляды вающим из окна на людей, несущих тя желую -ношу, была все эти годы наша ли,- те-ратура. Она была творцом и ,созид»тег лем, подставившим под эту ношу и свое плечо и не -пытавшимся согнуться или схитрить для того, чтобы облегчить себе эту -ноту за счет других». (Константин Симонов). Такой была и такой остается литератуг -ра народов Сибири. Ее -роль в борьбе за установление нового- строя, за социализм— огромна. Эту роль трудно перео-цен-ить. Партийные организации республик и об ластей Сибири, учитывая большое воспита тельное значение советской художествен ной литературы, -как литературы партий,, «ой, повседневно оказывали всемерную по . мощь в ее росте и развитии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2