Сибирские огни, 1947, № 5

IТам, где пустыня была. ..Сила росла трудовая — Люди в работе росли, 'Город в тайге создавая, Л ес ню с собою несли. Мель ясна и увлекательна. К трудные годы становления советской власти на се . вере А. А. Кювдэ видел грядущее: зав­ трашний день — коммунизм. * Павел Кучи,як писал о людях, совер­ шающих трудовые подвиги: К знанью, -науке, как к солнцу идут И к коммунизму дорогу ведут. В Постройке этой дороги в светлое бу. дущее есть доля труда советских пи. саделей и поэтов. 8 Основой творчества Цэдэна Галсаясва является современность. (Первую книгу стихов, изданную в 1936 году, девятиад- пятилетий поэт назвал словами пионер. ск'Ого лозунга — «Будь готов!#. Через два года появилась вторая книга — «Моло дость». Стихи, ••вошедшие в нее, свиде­ тельствовали уже не (только о молодости, но и о поэтической зрелости. В последую, щие годы появилась поэма о колхозной жизни — «Четыре дня и три ночи» и од ­ нотомник избранных стихав, и поэм — «Байкальские волны». Эти книги по-стазя. ли Ц. Галсанова в ряд лучших поэтов Бурят-Монголии. Стихи Ц. Галсанова периода Отечест­ венной войны дышат высоким чувством патриотизма. Основная тема' творчества Ц. Галсайова — советская родина, партия, народ. Во многих лучших своих стихах Ц. -Галсанов выражает чувства своего на. рода к великому Сталину. Подобно доугим поэтам Бурят-Монго- ли-н, Цэдэн Галсанов воспел свой 'родной улус Илька, Там все ему мило — и род­ ная речь друзей, и черемух снег, и рома­ шек бусы, и даж е тропы бурых медведей Но, как настоящий патриот своей родины, Ц. Галсаи-ов любит не только природу,— о.н взволнован тем, что дал его родному улусу новый социалистический строй. Там КоЛУозы — д е ти пятилеток . Рокочут буйно трактора. И в каждом доме Столько евета, Как в звонкой песне серебра, В капле воды отражается мир. В родном улусе Илька поэт Галса,нов видит жизнь ■всего советского народа. Оттуда, о вер­ шины горы Мундоргц он видит Сиянье светлое Кремля. Стою задачу поэт давно определил сло­ вами: Я сердце в звуки переплавлю, Чтобы по всей земле лились... В его стихах — жаркое сердце поэта. Песни его, популярные в Бурят-Монголли, «еесданлвют того. Кто дал нам солнечную жизнь. Николай Егорович Морди-нов известен в Якутии, как беллетрист, поэт и драматург Его перу принадлежат: пьеса «Паутина разорвана», кшши стихов «Десять лет», «Дума на -площади», книги прозы. Им на­ писано более пятидесяти произведений. До появления романа «Весенняя пора» лучшей вещью его считалась повесть «На отды­ хе». Но русскому читателю, кроме отрыв­ ка из романа, известен лин ь один неболь­ шой рассказ «Варвара». Едва ли этот рас­ сказ может быть отнесен -к числу удачных произведений талантливого автора. На дз- ле-ком севере, на елани Журавлиха строит­ ся колхоз «Октябрь». Организаторами его являются люди, которых раньше богачи называли «безымянными# и «бездорожны­ ми», т. е. людьми без перспективы и жир . ни, без дорог в будущее. Теперь перед ними открылась светлая дорога новой жизни. Все вступили -в колхоз. «Мелких», как называют в Якутии единоличников, не осталось, за исключением бабушки Варва­ ры, ее мужа да их семилетного внука Иваичика. '«Дальновидный» старик во все списки заносит Иваичика шести летним, — - «боится, как бы не забрали внука в шко­ лу». С емилетий мальчик выступает в ка­ честве агитатора и просит отсталую ба­ бушку «подступиться» вечером к упрямо­ му деду и уговорить его войти в колхоз. Это далеко от правды жизни, о т той борьбы, которую пришлось вести передо­ вым людям Якутии за создание и укреп­ ление колхозов. О классовой борьбе в деревне автор со­ общает коротко: «Несколько раз разваливался колхоз, но вновь строили его упрямые люди. Горели колхозные стога, скирды, гибли племен­ ные быки и жеребцы. Но вновь наметыва­ лись стопа, складывались окцрды, подра - стал скот». В рассказах и повестях Павда -Кучияка мы видим колхозы, растущие и крепнущие в напряженной классовой борьбе бедноты и -середняков с баями и буржуазными на­ ционалистами. Мы -видим -подкулачника, который по наущению' баев уничтожает колхозного племенного быка, видим врагов колхозного -строя, унИчтожающи-х породи­ стых баранов, видим буржуазных национа­ листов, пытающихся запутать и истребить колхозный актив. Борьбу с баями и ша­ манами ведут .коммунисты, комсомольцы, передовые колхозники. Перед читателем— вся история колхозного движения на Ал­ тае. Начиная от первых животноводческих товариществ и кончая крупными колхоза­ ми -предвоенного времени, построившими на -месте кочевых стойбищ селения с про­ сторными, светлыми домймй, -с избами-чи. тальиям-и, школами, деТс-кими яслями. •Колхоз в годы Отечественной войны по­ казан в повести Хода Намсара-ева «Золо­ тая ст-рела». Эта повесть -еще не переве­ дена на русский язык, и в оценке е е мы можем только сослаться на рецензию А. Тарского, напечатанную в «Литератур­ ной газете» № 22 за 1947 Т. Ре.сензент отмечает: «Повесть На-мсараева интересна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2