Сибирские огни, 1947, № 5
Ойротии идеализировали старую дымную юрту со всей ее дикостью и приходили в восторг от шаманских плясок. В Бурят- Монголии они выступали против города: «Город чужд и не близок... скучен, ску чен во всем», выступали против инду стриализации: «Хоть здесь ничто не вечно, ве вечна и краса, но как бесчеловечно в чугун одеть леса». Советские писатели ответили на это дружным ударом стихов и поэм, расска зов и повестей, выражающих чувства и стремления строителей социалистического общества, воспевающих их трудовые под виги. Эвенкийский поэт Николай Сахаров при глашал своего читателя: ...Взгляни! Таежный город твердо встал, Электростанции огни Глядят на горный перевал. Якутский поэт А. А. Кюндэ еще в 192G году, бросив взгляд в будущее, увидел в северной тайге и «светлоглазых фабрик корпуса», и большие города, и фруктовые сады, созданные «богатырской силою труда». Алтайский поэт Павел Кучияк воспел строителей первой гидростанции на Алтае, обративших реку Чемал могучей больше вистской рукой. Эту же тему разрабатывал на севере М. Тимофеев-Терешкин. Он пел о горюче каменной, черной тайге, таившейся тыся челетиями под землей. Большевики ожи вили эту мертвую тайгу юности планеты: Коль замерзнет в градуснике ртуть, В теплоцентрали ты придешь — жилой огонь! Якутский уголь, ты опять начнешь пылать. Ставки фабричные взволнуют твой порыв. В старых алтайских былинах птицы а звери восхваляют мудрость человека, леса и травы кланяются ему. У Кучияка ожи вают мертвые камни, столетиями пребывав шие в безысходной печали. Розовый мра мор был придавлен тяжкой толщей земли, теперь он с помощью народа-героя увидел солнце. Многоцветные глыбы мрамора ло жатся в машины и С песнями прямо в Москву приезжают. — Лучший дворец Страны Советов Украсим! — гордо они восклицают. Бурят-монгольский поэт Дакри Хилту- хин воспел первых трактористов. Павел. Кучияк рассказал, как с помощью рус ских выросли первые шоферы-алтайцы. В рассказах, повестях и пьесах он показал, как создавались на Алтае первые колхо. зы, как строились дома, школы и избы-чи тальни, как подымалась вековая целина, как на месте кочевий возникали селения. Тувинский писатель Сергей Пюрбю в рассказе «Рождение» дал образ председа теля первого колхоза в Тувинской обла сти. Старейший писатель Бурят.Монголии Хоца Намсараев, гл литературному стажу являющийся ровесником Октябрьской со. циалистичеекой революция, написал пер вую на языке своего народа повесть с борьбе за колхозы. Якутские поэты С. Вас,.’ль ев-Боротойскг;2 и Кюшпок Урастыров дали своим читате лям поэмы о становлении и развитии кол хозов на далеком севере. Новые города и Дороги, заводы и руд ники, колхозы и совхозы —> все это ре зультат борьбы с врагами социалистиче ского общества, результат напряженного в вдохновенного труда многомиллионного на рода, превратившего жизнь в «гимн счастья» (А. А. Кюндэ). Радостны слова Тимофеева-Терешкинэ о том, что принесла и сделала вечным со. ветская власть: Вечна Любовь на свете, Вечен и Труд и Подвиг. Хоца Намсараев как бы дополняет его: Славлю оудни трудовые Возмужавшего народа. — ДРУД стал праздником, — говорит мо лодой якутский поэт Пантелеймон Тула- сыиов. Пока не высохла роса, Работать веселей. Поет крылатая коса В руках у косарей. ...Шумит веселый праздник траа Якутский сенокос. Трудовой подвиг стал возможен только' тогда, когда труд, освобожденный от це пей .капитализма, стал радостью для всех, Горький советовал, чтобы в произведениях писателей был показан «социалистический труд, как организатор нового человека, и новый человек, как организатор социали стического труда».1 Это, наряду с совет ским патриотизмом, — основная тема со ветской литературы. Тема романов и пове стей. Но в автономных республиках и об. лаетях Сибири эту тему пока-что разраба тывали, главным образом, поэты. Они вое. певали радость социалистического труда,: преобразующего далекие окраины в инте ресах всего нашего народа, ставшего еди ной трудовой семьей, «хозяином всему» (А. А. Кюндэ). Они поняли, что это воз можно только в нашей стране, руководи мой партией, борющейся за счастье на рода. Волею партии, трудом народа в глу хих уголках созданы индустриальные предприятия, культурные центры. Это — радость для всех, и эту радость выражает в песке о городе, построенном в тайге,, якутский поэт Хара (М. И. Кузьмин): Мы озарили просторы Солнечной песней труда. Родина нас ободряла. Партия твердо вела. Новая жизнь просияла 1 А. М. Горький. Несобранные яите. ратур'но-критические статьи. Москва, 191! стр. 521.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2