Сибирские огни, 1947, № 5

Ойротии идеализировали старую дымную юрту со всей ее дикостью и приходили в восторг от шаманских плясок. В Бурят- Монголии они выступали против города: «Город чужд и не близок... скучен, ску­ чен во всем», выступали против инду­ стриализации: «Хоть здесь ничто не вечно, ве вечна и краса, но как бесчеловечно в чугун одеть леса». Советские писатели ответили на это дружным ударом стихов и поэм, расска­ зов и повестей, выражающих чувства и стремления строителей социалистического общества, воспевающих их трудовые под­ виги. Эвенкийский поэт Николай Сахаров при­ глашал своего читателя: ...Взгляни! Таежный город твердо встал, Электростанции огни Глядят на горный перевал. Якутский поэт А. А. Кюндэ еще в 192G году, бросив взгляд в будущее, увидел в северной тайге и «светлоглазых фабрик корпуса», и большие города, и фруктовые сады, созданные «богатырской силою труда». Алтайский поэт Павел Кучияк воспел строителей первой гидростанции на Алтае, обративших реку Чемал могучей больше­ вистской рукой. Эту же тему разрабатывал на севере М. Тимофеев-Терешкин. Он пел о горюче­ каменной, черной тайге, таившейся тыся­ челетиями под землей. Большевики ожи­ вили эту мертвую тайгу юности планеты: Коль замерзнет в градуснике ртуть, В теплоцентрали ты придешь — жилой огонь! Якутский уголь, ты опять начнешь пылать. Ставки фабричные взволнуют твой порыв. В старых алтайских былинах птицы а звери восхваляют мудрость человека, леса и травы кланяются ему. У Кучияка ожи­ вают мертвые камни, столетиями пребывав­ шие в безысходной печали. Розовый мра­ мор был придавлен тяжкой толщей земли, теперь он с помощью народа-героя увидел солнце. Многоцветные глыбы мрамора ло­ жатся в машины и С песнями прямо в Москву приезжают. — Лучший дворец Страны Советов Украсим! — гордо они восклицают. Бурят-монгольский поэт Дакри Хилту- хин воспел первых трактористов. Павел. Кучияк рассказал, как с помощью рус­ ских выросли первые шоферы-алтайцы. В рассказах, повестях и пьесах он показал, как создавались на Алтае первые колхо. зы, как строились дома, школы и избы-чи­ тальни, как подымалась вековая целина, как на месте кочевий возникали селения. Тувинский писатель Сергей Пюрбю в рассказе «Рождение» дал образ председа­ теля первого колхоза в Тувинской обла­ сти. Старейший писатель Бурят.Монголии Хоца Намсараев, гл литературному стажу являющийся ровесником Октябрьской со. циалистичеекой революция, написал пер­ вую на языке своего народа повесть с борьбе за колхозы. Якутские поэты С. Вас,.’ль ев-Боротойскг;2 и Кюшпок Урастыров дали своим читате­ лям поэмы о становлении и развитии кол­ хозов на далеком севере. Новые города и Дороги, заводы и руд­ ники, колхозы и совхозы —> все это ре­ зультат борьбы с врагами социалистиче­ ского общества, результат напряженного в вдохновенного труда многомиллионного на­ рода, превратившего жизнь в «гимн счастья» (А. А. Кюндэ). Радостны слова Тимофеева-Терешкинэ о том, что принесла и сделала вечным со. ветская власть: Вечна Любовь на свете, Вечен и Труд и Подвиг. Хоца Намсараев как бы дополняет его: Славлю оудни трудовые Возмужавшего народа. — ДРУД стал праздником, — говорит мо­ лодой якутский поэт Пантелеймон Тула- сыиов. Пока не высохла роса, Работать веселей. Поет крылатая коса В руках у косарей. ...Шумит веселый праздник траа Якутский сенокос. Трудовой подвиг стал возможен только' тогда, когда труд, освобожденный от це­ пей .капитализма, стал радостью для всех, Горький советовал, чтобы в произведениях писателей был показан «социалистический труд, как организатор нового человека, и новый человек, как организатор социали­ стического труда».1 Это, наряду с совет­ ским патриотизмом, — основная тема со­ ветской литературы. Тема романов и пове­ стей. Но в автономных республиках и об. лаетях Сибири эту тему пока-что разраба­ тывали, главным образом, поэты. Они вое. певали радость социалистического труда,: преобразующего далекие окраины в инте­ ресах всего нашего народа, ставшего еди­ ной трудовой семьей, «хозяином всему» (А. А. Кюндэ). Они поняли, что это воз­ можно только в нашей стране, руководи­ мой партией, борющейся за счастье на­ рода. Волею партии, трудом народа в глу­ хих уголках созданы индустриальные предприятия, культурные центры. Это — радость для всех, и эту радость выражает в песке о городе, построенном в тайге,, якутский поэт Хара (М. И. Кузьмин): Мы озарили просторы Солнечной песней труда. Родина нас ободряла. Партия твердо вела. Новая жизнь просияла 1 А. М. Горький. Несобранные яите. ратур'но-критические статьи. Москва, 191! стр. 521.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2