Сибирские огни, 1947, № 5

Ухо). Русские люди помогли ему овладеть грамотой, а советская власть открыла пе­ ред ним путь в высшее учебное заведение. Он учился в Коммунистическом универ­ ситете трудящихся Востока. По возвраще­ нии в горы работал кочевым агитатором, помогал организовывать колхозы, выселять баев, ликвидировать неграмотность. Позд­ нее он написал первую пьесу для Ойрот­ ского национального театра и выступил в одной из главных ролей своей пьесы. В Бурят-Монголии Хода Намсараев с малых лет изведал все тяготы и лишения -суровой бедняцкой жизни. Будучи любо­ знательным мальчиком, он от «сведущих людей» перенял монгольскую грамоту. После Октябрьской социалистической ре­ волюции он учительствовал в своем род­ ном улусе, работая членом хошунного ревкома. Теперь Хода Намеараев — депутат Вер­ ховного Совета СССР. За заслуги в об­ ласти литературы юн награжден орденом Трудового Красного Знамени. В жизненном пути всех этих и многих других писателей национальных республик я областей Сибири, как з зеркале, отра­ жен стремительный путь народа, руково­ димого партией большевиков, к высотгм социалистической культуры. В этом пути — величайшее историческое значение на. циональной политики нашей партии, про­ будившей к жизни все народности страны, ■окованные в прошлом цепями бесправия, угнетения и нищеты. Если бы не взошло второе солнце, зажженное гениями челове­ чества Лениным и Сталиным, эти люди провели бы всю свою жизнь в безвестно­ сти, в дымных юртах, в холодных берес­ тяных чумах, в нищете, в труде на баев и купцов, не знали бы печатного слова, не открыли бы для себя, что такое радость и счастье. И поэтому их первое вдохно­ венное слово художников, певцов и аги­ таторов было направлено к тем, кто зажег в мире это второе солнце. Слово благо­ дарности и радости, сыновней преданности и сердечной теплоты. И потому их произ­ ведения так близки и дороги всем нам. В них с большой искренностью выражены чувства, переполняющие сердца миллио­ нов. Алтайский поэт Павел Кучияк совместно с колхозником из поселка Аюла сказите­ лем Юдаковым создал поэму «Зажглась золотая заря». В этой поэме бедный ал­ тайский охотник Анчи, подобно некрасов­ ским мужикам, отправился на поиски сча­ стливой страны, где «весело, вольготно» жилось бы простому человеку. Он решил обойти «шестьдесят народов Алтая» (здесь слово Алтай означает всю землю), чтобы узнать Есть ли сила такая на свете на белом, Чтоб зайсан перед нею стоял онемелым? Анчи искал богатыря «безмерной добро­ ты», который поддержал бы его своей верной помощью. После долгих поясков Анчи увидел: С солнцем рядом, над высями гор Лоявилося солнце второе. Это новое солнце — богатырь, которого искал Анчи. Имя богатыря — Ленин. На­ род, окружающий богатыря, рассказал Анчи: Не сошел он к нам с неба, окутанный тучей, ■Не из недр ои подземных явился на свет, — Сын родного народа, безмерно могучий, За народ он боролся — не счесть сколько лет. Сокрушил он врагов. Его подвиг нетленен. Взглянув на богатыря, смертельно уста­ лый Анчи почувствовал, что ...жизнь к нему возвращается. И сам он, от двух солнц теплоту их беря. Наливается силою и превращается В молодого ойротского богатыря. Слепой якутский поэт-импровизатор Ми­ хаил Николаевич Тимофеев-Терешкин, сложивший несколько поэтических сказа­ ний о Ленине и Сталине, выражает своя чувства к основателю нашего государства такими словами: Я — слепой якут — Становлюсь зрячим, Старческий голос мой крепнет, Когда веду я певучее слово О том, чье имя — Ленин. М. Н. Тимофеев-Терешкин несет свою радость народу, поет о том, как он «бе­ седовал с вечным солнцем» В. И. Лениным, рассказывает, как сбылось-осуществилось все желанное, как мечта скреплялась де­ лом. Поэт говорит «всем живущим», «лю дям юным и старым»: — Радуйтесь новой жизни, Славьте того, кто первый Ленинский друг-соратник! Славьте надежду мира Светлое имя — Сталин! Во время Отечественной войны по веем улусам Бурят-Монголии читали поэму Хо­ да Намсараева — «Солнце мира»: Ученье Ленина — источник нашей силы, Животворящий сок моей земли, Творенье Сталина — народная надежда, Осуществленная заботами его. Немало замечательных сказаний сложил народ о пребывании вождей революции » сибирской ссылке. В этих сказаниях — любовь народа к своим учителям, помощь в организации побегов из ссылки. В При­ байкалье бытует сказание о том, как ста­ рик-рыбак подарил трубку товарищу Сталину в день побега из ссылки, из де­ ревни Новая Уда. Это сказание бытует и в Нарыме, только там на месте рыбака мы видим охотника. Цэдэн Галсанов переложил это сказа иие в стихи:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2