Сибирские огни, 1947, № 5

Свежее молоко — ему вредно. Для здоровья, говорит, кислое лучше.., Его лосиная шуба Конной на нём» садится. Шапка его измята — Горшком на башке распухла. Скажешь ему: «спаси», — молчит. Просишь его: «поддержи», — отворачивается. Молишь его: «помоги», — сердитая. Говоришь ему: «выручи», — огрызается. ...Услышит: «возьми», — Ухмыляется. Но А. Кулзковский был типичный для дореволюционной России просветитель-гу­ манист и не мог подняться до осозна­ ния классовой борьбы, причину богатства он видел только в скупости богача, а не в присвоении значительной доли результатов чужого труда. В 1912 году послышался голос второго понта Якутии. Это был наборщик якутской типографии Анемподист Иванович Софро­ нов. Горькие пеени он пел о своей бес­ правной родине: . Кац труп, лежащий под землей. И глух, и нем мой край родной. ...Трудолюбивый человек Едва влачит свой жалкий Век. Но А. Софронов верил, что «люди со­ зданы для света», что «человечество вос­ прянет», истребит «силу зла» и разорвет «оковы кабалы». Он приветствовал при­ ближающуюся весну: Труби, весенняя вода! Пусть содрогается беда. А. Софронов написал несколько пьес. В них’ — беспросветный быт якутской бед­ ноты, произвол царских чиновников, гнет нарождающейся «своей» буржуазии. Луч­ шей пьесой А. Софронова считается «Бедный Яков». В этой пьесе А. Софронов дает «потрясающую картину' эксплоатации и духовного порабощения бедноты в усло­ виях дореволюционной Якутии. В образе основного героя драмы Якова писатель дает тип якутской бедноты, непримиримо враждебной угнетателям».1 Остается еще назвать Н. Д . Неустроева, автора нескольких комедий, высмеивавше­ го невежество якутских тойонов. Вот и все литераторы дореволюционной Якутии. Но это были люди талантливые, упорные, преданные народу. В условиях ■сурового полицейского режима, бесправия и всякого притеснения со стороны баев и тойонов оии сумели сказать народу свое слово правды. А. Кулаковокий и А. Софронов дожили ,до .«весенней поры». А. фулаковский вос­ пел Красную Армию — России.Млтери детей, которые «из дальних пространств широких» прибыли на север. Народу темному стали Светочами свободы. Народу малому стали ■Большими его друзьями. Простому народу стали Товарищами боевыми. Оправдались ожидания Анемподистз Софронова. Настал желанный день Расплодить по всей земле ■Бесконечное добро! Валикий Горький приветствовал мечту якутского поэта и отметил, что «пропаган­ да трудящимся братства людей становит ся все более настоятельным делом». 3 А. М. Горький всегда видел нашу лите­ ратуру многонациональной. Еще в то вре­ мя, когда В. И. Ленин и И. В. Сталин ■разрабатывали оснозы национальной поли­ тики нашей нартам, великий пролетарский ■писатель правильно понял задачи, стояв­ шие перед передовым:! литераторами Рос­ сии. Так, в 1912 году Горький писал В. В. Вересаеву: «Можно очень быстро организовать сборники произведений сибирских, белорус­ ских и украинских писателей, латышский и татарский — казанских татар. Затем, не­ трудно составить сборники грузинский, армянский, польский, финский и т. д. Думаю, что это вполне своевременно в наши националистические дни и было б ы крайне важно, если бы за это дело озна­ комления России с самою собой взялась не издательская фирма, из соображений коммерческих, а товарищество великорус­ ских писателей. Это доброе и необходимое дело снова и быстро укрепило бы пошатнувшийся мо­ ральный и политический престиж русской литературы». На первом Всесоюзном съезде писателей Горький говорил, что «быстрый рост лите­ ратуры братских республик обязывает нас серьезно следить за ростом этих литера­ тур». Горький не раз напоминал об этом писателям-сибирякам. Он видел политиче­ ское, международное значение этого дела. Так, в письме в редакцию иркутского журнала «Будущая Сибирь» он отмечал, что в Сибири живет около тридцати пле­ мен. Это — люди, «которых до Октябрь­ ской революции не считали за людей и у которых не было прав, кроме очного — права постепенно вымарать. Нужно, чтобы они почувствовали и поняли, что перед ними другой мир, не тот, который отрицал их, в котором они жили слепо и немо, и что этот новый мир требует их участия в строительстве. Теперь, когда они начинают учиться свободно говорить, их голоса ско­ рее и яснее донесутся до соседей еще слепых и немых. В нашей действительно­ сти понятие «равенство» должно быть пол­ ноценным, а не таким пустым, как опу­ стошили его Франция и другие буржуаз­ ные государства Европы, Америки».1 1 Сборник «С Ленских берегов», Якутск, 19.6 г., стр. 5. 1 М. Горький. Письма в Сибирь. Ново сибгиз, 1946 г., стр. 108.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2