Сибирские огни, 1947, № 5
Свежее молоко — ему вредно. Для здоровья, говорит, кислое лучше.., Его лосиная шуба Конной на нём» садится. Шапка его измята — Горшком на башке распухла. Скажешь ему: «спаси», — молчит. Просишь его: «поддержи», — отворачивается. Молишь его: «помоги», — сердитая. Говоришь ему: «выручи», — огрызается. ...Услышит: «возьми», — Ухмыляется. Но А. Кулзковский был типичный для дореволюционной России просветитель-гу манист и не мог подняться до осозна ния классовой борьбы, причину богатства он видел только в скупости богача, а не в присвоении значительной доли результатов чужого труда. В 1912 году послышался голос второго понта Якутии. Это был наборщик якутской типографии Анемподист Иванович Софро нов. Горькие пеени он пел о своей бес правной родине: . Кац труп, лежащий под землей. И глух, и нем мой край родной. ...Трудолюбивый человек Едва влачит свой жалкий Век. Но А. Софронов верил, что «люди со зданы для света», что «человечество вос прянет», истребит «силу зла» и разорвет «оковы кабалы». Он приветствовал при ближающуюся весну: Труби, весенняя вода! Пусть содрогается беда. А. Софронов написал несколько пьес. В них’ — беспросветный быт якутской бед ноты, произвол царских чиновников, гнет нарождающейся «своей» буржуазии. Луч шей пьесой А. Софронова считается «Бедный Яков». В этой пьесе А. Софронов дает «потрясающую картину' эксплоатации и духовного порабощения бедноты в усло виях дореволюционной Якутии. В образе основного героя драмы Якова писатель дает тип якутской бедноты, непримиримо враждебной угнетателям».1 Остается еще назвать Н. Д . Неустроева, автора нескольких комедий, высмеивавше го невежество якутских тойонов. Вот и все литераторы дореволюционной Якутии. Но это были люди талантливые, упорные, преданные народу. В условиях ■сурового полицейского режима, бесправия и всякого притеснения со стороны баев и тойонов оии сумели сказать народу свое слово правды. А. Кулаковокий и А. Софронов дожили ,до .«весенней поры». А. фулаковский вос пел Красную Армию — России.Млтери детей, которые «из дальних пространств широких» прибыли на север. Народу темному стали Светочами свободы. Народу малому стали ■Большими его друзьями. Простому народу стали Товарищами боевыми. Оправдались ожидания Анемподистз Софронова. Настал желанный день Расплодить по всей земле ■Бесконечное добро! Валикий Горький приветствовал мечту якутского поэта и отметил, что «пропаган да трудящимся братства людей становит ся все более настоятельным делом». 3 А. М. Горький всегда видел нашу лите ратуру многонациональной. Еще в то вре мя, когда В. И. Ленин и И. В. Сталин ■разрабатывали оснозы национальной поли тики нашей нартам, великий пролетарский ■писатель правильно понял задачи, стояв шие перед передовым:! литераторами Рос сии. Так, в 1912 году Горький писал В. В. Вересаеву: «Можно очень быстро организовать сборники произведений сибирских, белорус ских и украинских писателей, латышский и татарский — казанских татар. Затем, не трудно составить сборники грузинский, армянский, польский, финский и т. д. Думаю, что это вполне своевременно в наши националистические дни и было б ы крайне важно, если бы за это дело озна комления России с самою собой взялась не издательская фирма, из соображений коммерческих, а товарищество великорус ских писателей. Это доброе и необходимое дело снова и быстро укрепило бы пошатнувшийся мо ральный и политический престиж русской литературы». На первом Всесоюзном съезде писателей Горький говорил, что «быстрый рост лите ратуры братских республик обязывает нас серьезно следить за ростом этих литера тур». Горький не раз напоминал об этом писателям-сибирякам. Он видел политиче ское, международное значение этого дела. Так, в письме в редакцию иркутского журнала «Будущая Сибирь» он отмечал, что в Сибири живет около тридцати пле мен. Это — люди, «которых до Октябрь ской революции не считали за людей и у которых не было прав, кроме очного — права постепенно вымарать. Нужно, чтобы они почувствовали и поняли, что перед ними другой мир, не тот, который отрицал их, в котором они жили слепо и немо, и что этот новый мир требует их участия в строительстве. Теперь, когда они начинают учиться свободно говорить, их голоса ско рее и яснее донесутся до соседей еще слепых и немых. В нашей действительно сти понятие «равенство» должно быть пол ноценным, а не таким пустым, как опу стошили его Франция и другие буржуаз ные государства Европы, Америки».1 1 Сборник «С Ленских берегов», Якутск, 19.6 г., стр. 5. 1 М. Горький. Письма в Сибирь. Ново сибгиз, 1946 г., стр. 108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2