Сибирские огни, 1947, № 5
•го века. Лекарем был первый ученый-пу тешественник в Сибирь — Гмелин—стар ший. Врачом был Петр Симон Паллэс. Раньше, чем появились ботанические «флоры», появились лечебные травники, известные в России уже в XVI веке, а на западе с конца XV века. Восемнадцатый •век еще не знал резкого обособления офи циальной медицины. Лишь только к нача лу прошлого столетия официальная меди цина оформилась в науку, а старая, на родная медицина, став уделом повиваль ных бабок, знахарей, костоправов и бан щиков, ушла в подполье. Литературные изыскания дали любопыт ный результат. Прослеживалась судьба одного лекарствен юго растения на протя жении четырех столетий с всеобщим при знанием и полным забвением, с вторичным открытием. Судьба этой травы напоминала судьбы книг. Пустырник или Leonurus cardiaca — это звучное латинское йазва- яие по-русски звучит довольно странно— львинохвост сердечный. Так вот этот пу стырник упоминается уже в первом по явившемся в Европе травнике — Hortus canitas, вышедшем в 1485 году в Лейп циге. Почти одновременно он встречается s шотландских и английских источниках. Везде ему присвоен эпитет «сердечный»— cardiaca: пустырник — известнейшее средство при грудной жабе, удушье, аст ме, сердечных припадках. Один неизвест ный русский врачеватель XVII, века пишет о нем так: «Есть трава — пустырник, растет при дорогах и пустых местах. Цвет розов, листья дланью, стебло в пухе. Та трава вельми добра малым детям, давать в мо. локе, скорби никакой не будет. Аще жена или муж трепетом сердца страдают — хлебай ту траву — минется». В восемнадцатом веке пустырник, как популярное сердечное средство, продавал ся во всех аптеках. Еще в начале прошло го века лекарь Щеглов упоминает пустыр ник в своей «хозяйственной ботанике». Но с развитием земства и проникновением на учной медицины в гущу народа пустырник, как и многие другие народные средства, был незаслуженно изгнан из аптек и за быт почти на целое столетие. В начале войны штабом сибирских бота ников была кафедра систематики высших растений и гербарий Томского университе та. Гербарий вместе с зоологическим му зеем в годы войны был выселен из своего здания и ютился в огромном вестибюле университетской библиотеки. В гербарии проводилась сложная работа по расшиф ровке научных названий растений, скрытых под каким-нибудь местным названием. В гербарий приходили письма со всех концов Сибири, запросы, сообщения. Из Красно ярского края сообщали о новом лекар ственном растении — чине луговой, врачи успешно применяли ее в качестве отхар кивающего. Из Улан-Удэ писали об уси ленном интересе монголов к одному высо когорному и северно-таежному кустарнику. С Дальнего Востока писали, что раньше контцаОандисты выкапывали с корнями и переносили через границу дальневосточ ную лиану — лимонник или шизандру старое китайское лечебное средство — «плод двенадцати вкусов». Были указания, что японцы успешно используют настой корней этой лианы против обмораживания. Десятки сообщений стекались в гербарий. В. В. Ревердатто ежедневно работал в гербарии и здесь со своим ближайшим по мощником и большим знатоком флоры Си бири Лидией Палладиевной Сергиевской обсуждал все важнейшие вопросы. В Сибири жили десятки племен и наро дов. Еще больше племен и народов про ходило через Южную Сибирь, оставив после себя писанцы на скалах, курганы, каменные бабы, а иногда, редко, и обрыв ки легенд. Все эти народы накапливали и передавали друг другу свой врачеватель- ский опыт. Почти всегда культурные свя зи всех этих народов уводили в далекий и богатый Китай. Ровно триста лет тому назад русские завоеватели пришли в древ ний земледельческий очаг Сибири — в Даурию. Дауры — родственный маньчжу рам народ—были тесно связаны с Китаем. Забайкальские степи и верховья Амура до сих пор зовутся по имени этого народа — Даурия. Своеобразные степи этого края содержат большое количество раститель ных видов Центральной Азии и Дальнего Востока. Бурято-монголы, населяющие сей час степи Забайкалья, имеют свою народ ную медицину, принесенную за два пос ледних столетия с ламаизмом из Тибета и Монголии. В забайкальских степях, на ка менистых россыпях выветренных сопок была найдена сибирская сенега — малень кий невзрачный истод, заменитель амери канской и канадской сенеги. В глубокой тайне хранили ламы-цраче. ватели травы тибетской медицины. В , ста рых тибетских и китайских источниках есть указания на «первый жень.шень», знаменитый по всем странам Дальнего Во стока еще в ту седую древность, когда настоящий корень жизни жень-шень еще не был известен. Это чудесный байкаль- -г ский шлемник с огромными темносиними цветами. Много лет народную медицину Забай калья изучает Лидия Палладишна, 'горя чий патриот забайкальских степей. Итак, первый маршрут экспедиции—Забайкалье. Второй маршрут намечался в Хакассию, в изумительно разнообразные степи пред горий, подернутые воздушной дымкой, в страну высоких безлесных гор, плавно из гибающихся долин, причудливых скал и курганов, писанцев, каменных баб. Сколь ко народов выталкивалось через узкие Енисейские ворота на просторы хакасских степей. Здесь, в хакасских степях, был второй древний земледельческий очаг Си бири, но собирание диких растений здесь было настолько важным промыслом, что некоторые месяцы В году даже получили свое название от этих сборов. В мае ха касы капали кандык, и май назывался бес-ай, месяц кандыка; в июне копали ко рень ан.шей, пеон—марьины коренья, лу ковицы саранки, и месяц назывался ан- шей-ай. Вместо чая хакасы и сейчас еще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2