Сибирские огни, 1947, № 5
арата. Вот истязуемого бьют по лицу ко жаной плетью. Другому всыпают в глаза мелко изрубленный конский волос. Еще одна пытка — отмораживание рук. Еще одна — несчастного поджаривают над ко. стром. Этот — замурован в узкий ящик, снаружи оставлена только голова. Но к какому же, все-таки, веку относятся все эти орудия инквизиции? К XX веку. Так пытали отцов вот этих маленьких тувинцев, которые сегодня при шли в Музей вместе со мной. Исследова тели, путешествовавшие по Туве незадолго до революции, видели все эти орудия пы ток отнюдь не в музее, а у входа в жи лище каждого представителя ненавистной тувинцу власти. Народ горной страны вынес все это, не сломился, не пал духом. Араты повторяли- «юность стареет, ненависть — никогда». С помощью русских красных партизан в 1921 году тувинцы завершили победой продолжительную и кровавую борьбу про ш в иностранных интервентов и внутрен ней ламско-феодальной контрреволюции. Документы этого героического времени бе режно собраны в музее. А за стенами музея кипит та самая жизнь, ради которой сложили головы шестьдесят богатырей, легли в братскую могилу у реки красные партизаны, боро лись лучшие сыны Тувы. Она — в друж ном труде на полях, где деревянную соху безвозвратно вытеснил тракторный плуг, где комбайн перестал уже быть диковин кой, смотреть на которую съезжались за сто верст. Новая жизнь — в просторных зданиях 130 школ, построенных за пос ледние годы. Она — в расцвете нацио нальной культуры, в быстром возмужаний и творческой зрелости тувинских литера торов, ученых, деятелей искусства. У тувинского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, который возглавляет депутат Верховного Совета СССР, видный поэт Чадамба — много, очень много работы. Издано 14 учебников, надо издавать еще и еще, — у народа огромная жажда знания. На до собрать драгоценные зерна устного на родного творчества, сказы и легенды, опубликовать их. Уже сдан в печать сбор, ник тувинских сказок. Их переводят и на русский язык. Составляется русско-тувин ский словарь. — Мы очень молоды — улыбается Ча дамба, — но мы растем и быстро растем... Имена лучших тувинских поэтов извест ны далеко за пределами области. Напеча тан «Улуг-Хем» — первый, переведенный иа русский язык, литературный альманах. Своеобразна история тувинского театэа. Первое представление в Кызыле состоя лось лет двадцать назад. Пьесы не было, потому что письменности тоже еще не было. Актеры поосто договорились между собой, что, примерно, должно произойти на сцене, и далее действовали в меру сил и импровизаторского таланта. Первая на стоящая пьеса появилась лет пятнадцать «азад. Теперь актеры национального теат ра с улыбкой вспоминают пору своего творческого младенчества. У них — боль шой репертуар. Написаны десятки тувин ских пьес. Огромным успехом пользова лись пьесы «Тонгур-оол», «Узун.кара, Се- мис-кара», «Женщина», «Ханран-бот», по казывающие борьбу .нового со старым и победу нового. Театр поставил также «Ле каря 'поневоле» Мольера, «Мятеж» Фур манова, показал «Русских людей». Летом нынешнего года театр вел коче вой образ жизни. Верхам на лошадях, че рез тайгу актеры пробрались в отдаленные кочевья Тес-Хемского и Эрзянского рай онов, где о театре и слыхом не слыхива ли. Представления давались под открытым небом, в средине кружка немилосердно чадящих трубками и до крайности взвол нованных й возбужденных зрителей. Мне' хочется закончить этот рассказ о Туве строками одной биографии. Сорок с лишним лет назад в бере-стяиом чуме, затерянном среди таежных дебрей, родился мальчик. Его мать звали Тас- Баштыг. Горе и нужда, — потрясающая, невообразимая нужда, — рано состарили эту женщину, обремененную детьми. В задымленном котле над очагом редко ва рилась" пища, чаще приходилось доволь ствоваться горячей, обжигающей горло во дой, в которой плавали спитые чаинки. Едва мальчик подрос, как пришлось ему идти батрачить. Он сдружился с русскими батраками и возненавидел богатеев — и тех, что носили русскую поддевку, и тех, что рядились в тувинский халат. Он рано понял, что смысл жизни — борьба зэ счастье народа. Юношей он вступил в ту винскую народно-революционную армию. Народ выдвинул его в число своих вожа ков. Он рос вместе с народом. Ему пои- ходит-ся заниматься самыми разнообраз ными делами: распределять отнятые у феодалов стада и земли, помогать соста вителям первого тувинского алфавита, пе реводить с русского языка труды Ленина и Сталина, писать первые пьесы и книги на родном языке. За выдающийся труд на благо народа он награжден тремя ордена ми Ленина и орденами Тувинской респуб лики. - Имя этого человека — Салчак Тока. Он руководит теперь большевиками Тувы. На род изб-оал его депутатом Верховных Со ветов СССР и РСФСР. В биографии Тока есть много типиче ских черт. Она1— народна. Не так ли и весь тувинский народ покидает тесную ог раниченность убогого беэестяного чума ради творчества и созидания на поприще культурном', хозяйственном, государствен ном! Не так ли и весь тувинский наоод черпает у великого русского народа уве ренность в светлом будущем учится свои ми руками строить это будущее по ге ниальным сталинским предначертаниям! После веков тьмы за Саянами зажглось заря — и все ярче разгораются ее лучи!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2