Сибирские огни, 1947, № 5
строящихся домо®. Недаром говорят, что, Торгало скоро станет оспаривать у Ша- гонара право считаться единственным го. родом в районе «Великого Енисея». Уже в конце села мы увидели ворота с надписью на алом кумаче: «Хундуллу — биле моор лакар!» На русском смысл надписи выражался двумя, хорошо всем знакомыми, теплыми словами: «Добро пожаловать!» Это пионерский лагерь. Пионерские лагери здесь тоже дело но вое. Тувинцы очень любят детей, но много ли можно было сделать раньше для ре бенка в чуме, где зимой свистит ветер и едкий дым щиплет глаза, где нужда и го. лод терзали людей? Совершенно блестя щий вид отдыхающих в лагере ребят, их загорелые лица, их живые, веселые глаза лучше всего говорят о том, довольны ли они переменами в своей жизни. В лагере готовились к костру. Сам ко стер должен быть таким, чтобы его виде, ли и от Енисея, и с гор — одним словом, километров на сто вокруг, как сказал мне самый маленький обитатель лагеря, но сящий едва ли не самое длинное в лагере имя: Хавалыг Эртине Хавал.Оол. Мне позволили присутствовать на репе, тиции грандиозного концерта, который должен был завершить праздник у костоа. Я впервые слышал пеиие тувинцев — удивительное, неповторимое пение. Тувинцы — единственный в мире народ двуголосых певцов. Тут важно правиль но понять с трудом постижимую вещь: двуголосые не в том смысле, что один и тот же певец может по желанию петь, скажем, сначала басом, затем тенором, а в том, что один и тот же певец может петь сразу двумя голосами, дуэтом! Двуголосое пение называется «сыкыр- тыр». Вы слышите звук, напоминающий пение большой, неведомой птицы, звук сильный и мелодичный; ему вторит дру гой, глуховатый, более низкого тона. Зна токи мне объясняли, что первый звук рождается напряженными голосовыми связ ками, через которые певец с силой про пускает воздух; второй возникает в поло, сти рта, которая служит как бы резона тором. Девочки постарше исполнили старинные гортанные песни, заунывные и грустные, но очень выразительные. Так и чувствова лись в них холодные дали, догорающий закат, недвижный иым костра. И вдзуг другая мелодия, радостная, удалая гряну ла над поляной. Хор пел «Советтых Анлк. тар» — песню советской молодежи. ...Убегают вдаль дороги Тувы, наполняя путника новизной впечатлений и теплотой встреч. Под сенью лиственниц расположи лись новые постройки совхоза вмени 25 лет РККА. Усадьба просторная, чистая. Недалеко от ворот — юрта. Это приехал новый рабочий. Он еще не решается рас статься с привычным жильем, но жена его уже отдала малютку в совхозные яс ли. Крепыш играет на веранде, затянутой кисеей, вместе с другими русскими и ту винскими детьми, и мать издали любуется сыном. Есть в совхозе чабан Муядукай. Он уже не молод и на своем веку повидал всякое. Среди народа, издревле пасущего скот, любовь к стаду — не редкость. Но такой горячей приверженности к делу, как у Мундукая, надо поискать и здесь. Шесть сот оберегаемых им совхозных овец - - лучшая отара. Мундукай сердцем понял, на какого хозяина он теперь работает — на народ. В Шагонаре созвали пленум районного комитета партии. У коновязей стоял уже длинный ряд потряхивавших гривами низ корослых лошадок, а по улице мчались все новые и новые всадники. Ехали пред седатели колхозов, учителя, землеробы, бывшие фронтовики с орденами на гимна стерках. . Собирались большевики, цвет района, вожаки и запевалы великой пере стройки Тувы. Среди приезжих были я гости из Кызыла. Была скромно одетая женщина, с несколько усталым выраже нием лица 'и внимательными глазами — товарищ Анчима, неутомимый деятель на родного просвещения. Она председатель ствовала на историческом заседании Ма лого Хурала, вынесшего декларацию с просьбой о принятии Тувы в состав Со ветского Союза. Сейчас она — замести тель председателя облисполкома. Был на пленуме Кудажи — неразговорчивый арат в русских сапогах и прорезиненном плаще. Народ избрал его депутатом Верховного Совета СССР. Он бывал в Москве, в- Кремле. Он видел Сталина. Высоко подняла народная власть про стых сынов и дочерей народа! * ** У здания Кызыльской библиотеки — привезенный из Тураяокой степи каменный идол с рисунками оленей и загадочными письменами. Их тайный смысл люди уз нали полвека назад, после того, как рус ский академик Радлов нашел ключ к ру нической письменности древних обитате лей котловины верхнего Енисея. На па мятнике написано: «При жизни я был Ачин богатырь». В библиотеке на полках стоят тысячи книг на русском и тувинском языках. Письменность в Туве возникла в 1930 году. Сегодня тувинец читает на род ном языке «Краткий курс исговии ВКП(б)». Рядом с библиотекой — музей. Там большая картинная галлерея: Айвазовский, Верещагин, Шишкин, Рокотов. Это — дар ленинградцев. Тут же картины тувинских живописцев. Тас-Оол, влюбленный в род ные просторы, написал выразительный «пейзаж с юртами». Его же кисти принад лежат бытовые сценки. Ярко запечатлены синее небо Тувы, ее синие горы, суровая красота здешних мест. Музейные экспозиции соседнего зала уводят нас в глубь веков. Вот каменные топоры, кремневые наконечники стрел. В соседних витринах — первые изделия из железа. Вот немые свидетели бронзового века. А это... к какому веку относится это? Мы молча рассматриваем орудия пыток. На «стене висит таблица, показывающая, как именно и за какие проступки пытали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2