Сибирские огни, 1947, № 5

лека — голубоватые и даже синие, а вблизи, наверное, такие же бурые, как и те, по котором карабкается наша дорога. Все выжжено беспощадным солнцем. Только цепкий карагайник да привлекаю­ щая скот трава «кипчак» и выживают в этом царстве каменистой тверди. Местами на свет божий вылезают целые гряды плитняка, точно перечеркивающие косыми линейками склоны холмов, местами земля усыпана круглой обкатанной речной галь­ кой.' Голые скалы у дороги похожи на образцы из коллекции геолога: пятна яр- к«желтых лишайников на буром фоне на­ поминают вкрапливагая серы в кусок ми­ нерала. Нет, тут не на чем отдохнуть глазу! Лишь верблюд, шагающий куда-то с верблюжонком, да неисчислимые сусли­ ки, удирающие в сторону от дороги, ви­ димо, чувствуют здесь себя отлично. в с е окрест пустынно и безлюдно. Толь­ ко зола очагов и притоптанная земля ос­ тались сейчас там, где зимой и весной вились дымки над юртами, где хозяева радушно встречали путника, деля с ним все, чем сами богаты. Оли переселялись на время изнурительной жары поближе к лесистым горам, заслоняющим полнеба. Мы повстречали семью арата, видно за­ мешкавшегося на зимнем месте и теперь спешившего- • догонять остальных. Сначала шли быки, навьюченные кошмами и раз­ ным домашним скарбом. Шли они без по­ гонщика и без дороги, уверенно направ­ ляясь в сторону гор. Поодаль двое, муж­ чина и женщина, точно влитые в седла, гнали стадо овец и коров. Синие халаты живописно выглядели на желтизне степи. Черные волосы женщины выбивались из- пощ белого берета. Она курила трубку, очень длинную и тонкую. Оба сдержанно, с достоинством ответили на наше привет­ ствие и пожелание кочевать счастливо. 'Кочевать счастливо! Это не так-то про­ сто. Тут сталкивается старое и новое. Зи­ мой, когда юрты тесно стоят друг около друга, когда рукой подать до наезженных дорог, до школы, интерната, больницы, — складывается новый жизненный уклад, всем нравящийся, всех устраивающий. Но вот приходит лето. Надо кочевать! Надо уходить к горам, в такие места, куда за три дня не доскачешь. Надо — этого тре­ бует окот, рвущийся на обильные пастби­ ща. этого требует традиция, привычка. Но где сказано, что обязательно надо кочевать всей семьей? Ведь со окотом от­ лично управились бы и пастухи? Эта мысль все чаще -и чаще приходит в голо­ ву аратам. Все чаще и чаще, присматри­ ваясь к порядкам в русских колхозах, приходят араты к мысли, что жить артель- ио куда удобнее, -веселее, легче, чем в одиночму. Сегодня в Туве 175 колхозов и тожземов. Тожзем — это товарищество по совместному улучшению животноводства и земледелия. Есть в области 5 первых МТС и несколько совхозов. Одна из МТС находится в Чадане. там, где при маньч­ журах был большой дамский монастырь. Времена меняются! Колхозы быстро креп­ нут. За ними — будущее. Свернув от Шагонара на юг, мы напра­ вились к горам древними путями кочевни­ ков. Вот теперь мы увидели другую, госте­ приимную Туву. Каменистая степь потес­ нилась, ее место вдоль дороги заняли сна­ чала кустарники, а потом лес. Попалась веселая речка Чааты. Около нее — два больших дома и несколько избушек. Боль, шие дома — школа и интернат. Тут же трудятся плотники: в школе уже тесно, надо пристраивать. Ребята живут в интер датах на полаем государственном доволь­ ствии и обеспечении. Знай только учись! Чем выше . поднимаемся мы, тем легче дышит грудь, тем живописнее становится вокруг. Зеленеют поля, асе чаще дорогу пересекают канавы. Земледелие в Туве — поливное. Снега, тающие на хребтах, дают студеную, прозрачную воду речкам, от ко­ торых сделаны отводы прямо на поля. Су­ ществует выражение — «мочить хлеб». Это надо делать умеючи, и хороший по­ ливальщик — первый человек в колхозе- Потянулись заросли черемухи, запахло свежестью, острым настоем сосновой ще­ пы, и немного поодаль от дороги от­ крылась картина жаркой стройки. Больше десятка желтых сосновых срубов, с вы­ ступившей на бревнах янтарной смолой, были уже готовы. Около других труди­ лись плотники, и перестук топоров гулко отзывался где-то за речкой. — Хозяйственный центр колхоза «Чо- дора». По-русски это значит «Черемуха», — сказал мой спутник, знаток всех мест­ ных дел. И добйии восхищенно: — Ну и молодец этот Тандынчан! Смотри-ка ты, сколько уже успел настроить! Тандынчап — председатель колхоза. Он задумал и осуществляет большое дело, посильное его дружной артели: «садится на землю». Конец юрте! Вот в этих но­ вых домах будут жить вчерашние кочев­ ники. Да что дома! Там, на ручье строит­ ся мельница: хватит, повозились с ручным размолом. Около ррубо® стоят тракторные сеялки, сенокосилка, конные грабли. Колхозное стадо пасется в горах, а здесь для него заготавливают сено. Сенокошение — со­ вершенно новое дело для тувинца. Но его выгода быстро осознана: есть сено — окоту не угрожает зимняя гололедица, страшный джут. — Они косят, мы косим, — улыбается молодой арат, — кивкам головы показывая куда-то в сторону. Тут мы заметили за перелеском второй поселок, такой же, видно, молодой, как и детище Таядынчала. — Кто же это там? — Это колхоз имени Кирова. Русский колхоз. Тоже поселок возводит. Оказывается, два колхоза решили строиться рядом. Земли кругом много, во­ ды для полива, прайда, меньше, но о ней всегда можно договориться, если есть охота жить дружно, ио-срседоки, братски помогая друг другу. А такая охота есть! Подумайте только, какой глубокий революционный смысл имеет вот этот, казалось бы, будничный факт постройки у ручья, рядом с русским колхозом, незатейливых бревенчатых хи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2