Сибирские огни, 1947, № 5
Все это было семьдесят лет назад. Восстание богатырей можно поставить как бы эпиграфом ко всей многострадаль ной истории тувинского народа и, в осо бенности, к самым тяжелым и драматиче ским ее страницам — двум с половиной векам маньчжурского ига. Вот как народное предание говорит о вторжении ма-ньчжуров: «Словно тучи повисли над привольной степью, тьмой и холодом веяло с хребтов Танн-у-Ола. Лютый враг свирепо шел впе ред, повсюду сея смерть и разорение. И много их было, и все гибло на их пути. Кровавыми озерами отмечались их ночные стоянки... Награбленное добро везли за ними тысячи верблюдов и черной полосой среди зеленых степей ложился их след». Маньчжуры принесли в Туву паразити ческую дамскую религию,' непомерные на логи, безудержное взяточничество, жесто кие законы, каравшие неповиновение пыт ками и смертью. Они развратили и подку. пили тувинских феодалов. Арат получил оскорбительную кличку «урянх». Один маньчжурский губернатор писал: «Вновь покоренные урянхайцы похожи на зверей..». Выражение «урянхайская шуба» стало на рицательным во многих странах для лох мотьев нищего. Знаете, сколько тунеядцев имели власть и право поборов с тувинца? Вот их точ ный описок: «божко» (десятники), «биче- чи» (писари), «джаига» (старосты), «кун- да» (старшины), «мерины» (судьи), «зай- саяы» (правители дел), «дзаланы» (секре тари правителей), «огурды» (князья), «дэр- гы» (сборщик податей), «дзурга-ны» (осо бые следователи). Десять жадных ртов на один кусок, добытый тяжелым трудом па стуха и земледельца! Путешественник Каррутерс посетил Ту ву в 1910 году. Трудно подозревать в особых симпатиях к России этого- англича нина, искавшего ответа -на затаенный воп рос: «кому принадлежит будущее в этих загадочных районах?» Но вот что он написал, -насмотревшись «а маньчжурский произвол в Туве: «В стране у населения постепенно уси ливается стремление обращать свои -взоры все чаще и чаще на Россию, как на такую страну, где царит справедливость и поря док». Можно себе прадставять, что делалось в Туве, как свирепо угнетался тувинский народ, если царская Россия казалась ему местом справедливости и порядка! Истина, однако, заключалась не в сим патии тувинца к -существовавшему в Рос сии строю, а в симпатии к -великому рус скому народу — трудолюбивому, отзывчи вому, страдавшему от своих угнетателей и готовому протянуть руку другим -угнетен ным народам. Недаром участники восста ния шестидесяти богатырей хотели искать защиты и убежища- на Алт-ае. Недаром, аы. бросив зон из своей страны -в начале 1912 года представителей павшей -после китай ской революции Дайци-нской династии, тувинцы обратились к России с просьбой о покровительстве. Тува была включена в состав русских земель. Вся ее дальней шая история тесно переплетается с исто рией русского народа. Русские партизанские отряды Шетинкина в многочисленных боях помогли тувинцам защитить страну от вторгшихся туда в годы гражданской войны белогвардейцев и иностранных импе риалистов. После национально-освободи тельной революции 1921 года Тувинская народная республика, пойдя по некапита листическому пути развития, пользовалась 'неизменной поддержкой -и дружбой нашей страны. Тува посылала своих воинов на фронты Отечественной войны. Присоеди нившись к семье советских народов на по ле бра-ни, тувинский народ решил сделать вечными эти, скрепленные кровью, брат ские узы. В 1944 году Тува была принята в состав Советского Союза и стала Тувин ской автономной областью. У Тувы — свое трудное, тяжелое про шлое. Еще в начале этого века тувинский народ знал иссушающее и оскорбляющее душу варварское иго. Став свободным, он взялся за устройство своей судьбы, -своего счастья с жаром и упорством. 'Он-многое сделал за двадцать пять лет после своей национально-освободительной революции. Еще больше сделал он за три первых годя своей советской жизни. *❖ 4 * В Туву надо либо лететь на самолете, либо ехать на автомашине У-сшскам трак том. За Минусинском тракт бежит между бескрайными полями к высящимся на гори зонте Саянам. Справа хлеба, слева хлеба. Тучный урожай созрел в благодатном пл-о- дорздье минусинской котловины, где пос ле обильных дождей нынешнего лета, го ворят, только одни телеграфные столбы не тянулись в рост. Постепенно тракт обступают холмы, по ка еще пологие, округлые. Потом вдруг сразу — хребет, подъем. Машина ур чит, медленно вползая по головокружи тельным спиралям. Проходит час, может быть, больше. Последний поворот. Дале ко-далеко внизу видны неправдоподобно маленькие, игрушечные домики и узень кая змейка тракта. Машины выскакивают на перевал. Вот они, Саяны! То мрачные, зазубрен ные скалы, местами покрытые снегом, то изумрудно зеленые альпийские луга, то глубочайшие ущелья, то склоны, заросшие лиственницей и могучими кадрами. Нехо- жеиные дебри, немерявные дали, заоблач ные выси! И пошел тракт петлять по хребтам, ущельям и ко-согорам... Придорожные станции совсем затерялись среди океана тайги и скал. Вот станция «Оленья реч ка» — веселые домики у горного ручья, спускающегося прямо от снежного пласта на безымянной -вершине. Высота тут — две тысячи метров над уровнем моря, и зимой жестокие метели слепят шоферов, заметают следы, громоздят непроходимые сугробы. Вот станция Буйба — перевал в долину Уса. Вот и сам Ус — сердито, в барашках волн и пены прыгая по камени стому руслу, он долго бежит рядом с трактом. Угрюмые скалы нависают над ре кой, цепляются за них облака... Глаз не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2