Сибирские огни, 1947, № 5

Все это было семьдесят лет назад. Восстание богатырей можно поставить как бы эпиграфом ко всей многострадаль­ ной истории тувинского народа и, в осо­ бенности, к самым тяжелым и драматиче­ ским ее страницам — двум с половиной векам маньчжурского ига. Вот как народное предание говорит о вторжении ма-ньчжуров: «Словно тучи повисли над привольной степью, тьмой и холодом веяло с хребтов Танн-у-Ола. Лютый враг свирепо шел впе­ ред, повсюду сея смерть и разорение. И много их было, и все гибло на их пути. Кровавыми озерами отмечались их ночные стоянки... Награбленное добро везли за ними тысячи верблюдов и черной полосой среди зеленых степей ложился их след». Маньчжуры принесли в Туву паразити­ ческую дамскую религию,' непомерные на­ логи, безудержное взяточничество, жесто­ кие законы, каравшие неповиновение пыт ками и смертью. Они развратили и подку. пили тувинских феодалов. Арат получил оскорбительную кличку «урянх». Один маньчжурский губернатор писал: «Вновь покоренные урянхайцы похожи на зверей..». Выражение «урянхайская шуба» стало на­ рицательным во многих странах для лох­ мотьев нищего. Знаете, сколько тунеядцев имели власть и право поборов с тувинца? Вот их точ­ ный описок: «божко» (десятники), «биче- чи» (писари), «джаига» (старосты), «кун- да» (старшины), «мерины» (судьи), «зай- саяы» (правители дел), «дзаланы» (секре­ тари правителей), «огурды» (князья), «дэр- гы» (сборщик податей), «дзурга-ны» (осо­ бые следователи). Десять жадных ртов на один кусок, добытый тяжелым трудом па­ стуха и земледельца! Путешественник Каррутерс посетил Ту­ ву в 1910 году. Трудно подозревать в особых симпатиях к России этого- англича­ нина, искавшего ответа -на затаенный воп­ рос: «кому принадлежит будущее в этих загадочных районах?» Но вот что он написал, -насмотревшись «а маньчжурский произвол в Туве: «В стране у населения постепенно уси­ ливается стремление обращать свои -взоры все чаще и чаще на Россию, как на такую страну, где царит справедливость и поря­ док». Можно себе прадставять, что делалось в Туве, как свирепо угнетался тувинский народ, если царская Россия казалась ему местом справедливости и порядка! Истина, однако, заключалась не в сим­ патии тувинца к -существовавшему в Рос­ сии строю, а в симпатии к -великому рус­ скому народу — трудолюбивому, отзывчи­ вому, страдавшему от своих угнетателей и готовому протянуть руку другим -угнетен­ ным народам. Недаром участники восста­ ния шестидесяти богатырей хотели искать защиты и убежища- на Алт-ае. Недаром, аы. бросив зон из своей страны -в начале 1912 года представителей павшей -после китай­ ской революции Дайци-нской династии, тувинцы обратились к России с просьбой о покровительстве. Тува была включена в состав русских земель. Вся ее дальней­ шая история тесно переплетается с исто­ рией русского народа. Русские партизанские отряды Шетинкина в многочисленных боях помогли тувинцам защитить страну от вторгшихся туда в годы гражданской войны белогвардейцев и иностранных импе­ риалистов. После национально-освободи­ тельной революции 1921 года Тувинская народная республика, пойдя по некапита­ листическому пути развития, пользовалась 'неизменной поддержкой -и дружбой нашей страны. Тува посылала своих воинов на фронты Отечественной войны. Присоеди­ нившись к семье советских народов на по­ ле бра-ни, тувинский народ решил сделать вечными эти, скрепленные кровью, брат­ ские узы. В 1944 году Тува была принята в состав Советского Союза и стала Тувин­ ской автономной областью. У Тувы — свое трудное, тяжелое про­ шлое. Еще в начале этого века тувинский народ знал иссушающее и оскорбляющее душу варварское иго. Став свободным, он взялся за устройство своей судьбы, -своего счастья с жаром и упорством. 'Он-многое сделал за двадцать пять лет после своей национально-освободительной революции. Еще больше сделал он за три первых годя своей советской жизни. *❖ 4 * В Туву надо либо лететь на самолете, либо ехать на автомашине У-сшскам трак­ том. За Минусинском тракт бежит между бескрайными полями к высящимся на гори­ зонте Саянам. Справа хлеба, слева хлеба. Тучный урожай созрел в благодатном пл-о- дорздье минусинской котловины, где пос­ ле обильных дождей нынешнего лета, го­ ворят, только одни телеграфные столбы не тянулись в рост. Постепенно тракт обступают холмы, по­ ка еще пологие, округлые. Потом вдруг сразу — хребет, подъем. Машина ур­ чит, медленно вползая по головокружи­ тельным спиралям. Проходит час, может быть, больше. Последний поворот. Дале­ ко-далеко внизу видны неправдоподобно маленькие, игрушечные домики и узень­ кая змейка тракта. Машины выскакивают на перевал. Вот они, Саяны! То мрачные, зазубрен­ ные скалы, местами покрытые снегом, то изумрудно зеленые альпийские луга, то глубочайшие ущелья, то склоны, заросшие лиственницей и могучими кадрами. Нехо- жеиные дебри, немерявные дали, заоблач­ ные выси! И пошел тракт петлять по хребтам, ущельям и ко-согорам... Придорожные станции совсем затерялись среди океана тайги и скал. Вот станция «Оленья реч­ ка» — веселые домики у горного ручья, спускающегося прямо от снежного пласта на безымянной -вершине. Высота тут — две тысячи метров над уровнем моря, и зимой жестокие метели слепят шоферов, заметают следы, громоздят непроходимые сугробы. Вот станция Буйба — перевал в долину Уса. Вот и сам Ус — сердито, в барашках волн и пены прыгая по камени­ стому руслу, он долго бежит рядом с трактом. Угрюмые скалы нависают над ре­ кой, цепляются за них облака... Глаз не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2