Сибирские огни, 1947, № 4
БИБЛИОГРАФИЯ Без руля и без ветрил „Омский альманах'4, книга шестая Двадцать три автора представлены в шестой книге «Омского альманаха»: про заики, поэты, журналисты, литературове ды, инженеры, врачи. В книге опублико вано около пятидесяти произведений са мых различных жанров... Но, когда, после внимательного ознакомления с содержани ем этой книги, вспоминаешь о прочитан ном, — раньше всего убеждаешься в том, что в альманахе нет центральной стерж невой, особо значительной вещи, вокруг которой группирозались бы остальные ма териалы. Обратимся к прозе, представленной рас сказами С. Залыгина, В. Уткова, К- Бур- дыгиной и исторической новеллой М. Юрасова и А. Палашенкова. Относительно наибольшую «жилпло щадь» занимают два рассказа С. Залыгина, которым, к тому же, отведено и первое место среди других прозаических произве дений. Не знаем, выражает ли это точку Зрения редколлегии йа творчество моло дого прозаика, но остановиться на них особенно подробно необходимо. ...Демобилизованный фронтовик возвра. щается в родные места. Внимательно вглядывается он в окружающее. Ему очень хочется заметить, понять, что имен, но изменилось здесь за военные годы. Он не может ответить себе на этот вопрос, хотя и чувствует перемены. Но вот про. исходит неожиданная встреча с женой, пе>. реписка с которой оборвалась год назад. Раньше Елена служила счетоводом в кол хозе, сейчас работает водителем катера... «Сидя в рубке, рядом с женой, которая одной рукой держала штурвал, а другой— его руку», Матвей сразу все понял: до войны Елена была «непрочной», а теперь стала «крепкой», была «сыроежкой», ста ла «боровиком», — вот ответ, которого искал Матвей, вот суть перемен в тылу. Таково содержание первого рассказа Залыгина — «Дома». Замысел его инте ресен. Но ничего, кроме явно поверхност ной, голой констатации общеизвестного факта, автор не дает. Этот рассказ занимает всего четыре страницы. Размер второго («Хельма») пре вышает печатный лист. Насквозь фальшив и надуман образ ге роини этого рассказа, имя которой по служило ему названием. Действие про исходит вскоре после Отечественной вой. ны. Русский офицер, по имени Леонид (от его лица ведется повествование), знако мится в поезде с эстонской девушкой Хельмой, возвращающейся в Таллин с физкультурного парада. Все в Хельме не обыкновенно: и «необычно белокурая го. лова», и фигура, напоминающая Леониду «ожившую скульптуру», и «интонации го лоса, которые, кажется, возможны для других только в минуты очень задушевно го настроения, а для нее это — обычный тон» и т. д. Еще более необычайна внут ренняя сущность Хельмы. Война, жизнь под гитлеровским ярмом, освобождение Эстонии Советской Армией и возрождение ее под солнцем Сталинской Конституции — все эти величайшие исторические со бытия проходят мимо Хельмы, не оказы вают ни малейшего влияния на ее состоя ние и настроение: «Такая она всегда. Но вая родина обласкала ее с первых же ша гов. Но приятной она была всегда. В со- r o k первом, сорок третьем, сорок пятом году. Она создана для того, чтобы быть приятной», — так рассуждает Леонид. Ни автор, пи редакция не замечают пошлости этого образа мыслей, приписан ного автором герою Отечественной войны: в японской литературе так говорят о гей шах — «она создана для того, чтобы быть приятной». Леонид убежден, что в Хельме живет какая-то неизбывная радость, которую не смогли заслонить события войны, так же, как они «не могут заслонить единствен ное горе одного человека» (?). Эта ра дость позволяет Хельме видеть в жизни только то, что ей нравится, и абсолютно игнорировать все неприятное, тяжелое... За окном поезда, идущего из Ленинграда в Таллин, развертывается жуткий пейзаж недавней войны: воронки от снарядов, искареженные танки, разрушенные здания. Когда Леонид, стоя с Хельмой у окна ва гона, говорит ей об этих следах войны, она удивленно отвечает: «Разве? Это интересно. Впрочем, вы военный. А я ничего не вижу!» И эта девушка кажется советскому офицеру исключительно интересным, без гранично привлекательным человеком. Только в последний момент Леонид убеж.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2