Сибирские огни, 1947, № 4

в то же время простые, естественные, сво­ бодные формы. Это особенно1 важно вщеть, чтобы по­ нимать, настолько неверны формалистско- эстетские измышления о том, что идей­ ность, связь с политикой, борьбы за об­ щественные идеалы будто бы снижает искусство. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой, Салтыков-Щедрин, До­ стоевский, Чехов, Горький — эти вели­ кие художники следовали один за другим; многие 'из них сосуществовали вместе. Это показывает, какой глубокий процесс раз­ вития происходил по существу в народной жизни России: при кажущейся стабильно­ сти общественного порядка новое рожда­ лось тут же, одно за другим. А что можно сказать о формалистском новаторстве? Ведь декаданс в Западной Европе насчитывает уже лет 80, а у нас в России более 50 лет. II не только топ­ чется на месте, а все более деградирует. Это особенно' наглядно в такой области искусства, как живопись. Трудно сказать, чтобы из так называемых «левых» ху­ дожников. которые появились после Ма­ тисса и Пикассо, чтобы хоть кто-нибудь из них что-нибудь прибавил к Пикассо и Матиссу. Эти художники уже несколько десятков лет остаются все в одном и том же кругу, — какое же это новаторство? Это старая, престарая школа. Отличие по­ следователей Матисса и Пикассо от родо­ начальников школы состоит в том. что последователи просто художественно не­ грамотны. Если их попросить изобразить натуру, они не сумеют этого сделать. Старому русскому реализму тоже при­ сущи были свои слабости. Главная сла­ бость его состояла в том, что и старый русский реализм не мог изобразить того положительного героя, который в реальной исторической действительности являлся положительным героем, ее завтрашним днем. Кдаме счастливцы мы, художники со­ ветского социалистического общества, ког­ да в вашей действительности реально су­ ществует новый советский человек, носи­ тель самой передовой всечеловеческой мо­ рали! Впервые из-под пера художника возник герой литературы, который являет­ ся подлинным героем жизни, творцом и созидателем коммунистического общества. Именно благодря этому обстоятельству наш социалистический реализм представ­ ляет собой полный органический спите.) реализма с революционной романтикой. Это совершенно новый реализм. Он откры­ вает новую главу в художественном раз­ витии человечества. Эти черты социалистического реализма обеспечивают ему возможность быть са­ мым мощным и прогрессивным реализмом. В нем утверждение новой морали органи­ чески слито с критикой всего отсталого, уродливого, что является пережитком ка­ питалистической морали. Советская литература в этом смысле является самой партийной и самой тен­ денциозной литературой. Но именно п о ­ э т о м у она является самой свободной и полнокровной по существу и самой нова­ торской но форме. Она — законный наследник не только русской, но и западно-европейской и всей мировой классической литературы. Но она не только продолжатель, она зачинатель новой литературы нового мира. И в этом ее всемирное историческое значение. То, что я высказал сейчас, — это моя творческая точка зрения. Я не предлагаю это1как обязательную программу. Но пора, давным-давно пора серьезно ставить во­ просы теории нашей литературы, нашего дальнейшего развития. Товарищи! Десять месяцев прошло со времени постановления ЦК партии. Мы за это время стали гораздо богаче, умнее. Мы ясно видим и наши великие творческие цели, и нашего идейного противника. Мы должны развивать все то положи­ тельное, большое и величественное, что дал нам в руки наш великий народ, наше великое, единственное в мире государство, наши великие учителя Ленин и Сталин. Мы не можем итти вперед, если мы не ликвидируем до конца в нашей среде пе­ режитки того положения, 'которое было у нас до постановления Центрального Ко­ митета — взаимных амнистий, Ириятель- ских отношений, боязни критики -и само­ критики. Там, где критика и самокритика до сих пор не в почете, где еще сущест­ вуют пережитки приятельских отношений, там, — несмотря на то. что путь уже расчищен, что писать стало /легче, что новые кадры подходят, — там все еще существуют элементы аморфности, идей­ ной неясности, аполитичности. С этим, действительно, нора уже кон­ чать, товарищи! Можно не сомневаться, что под вдох­ новляющим руководством нашей славной коммунистической партии и великого Сталина мы создадим большую, всемирно- исторического значения литературу, кото­ рую ждет от нас наш прекрасный совет­ ский народ, все передовое человечество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2