Сибирские огни, 1947, № 4
в то же время простые, естественные, сво бодные формы. Это особенно1 важно вщеть, чтобы по нимать, настолько неверны формалистско- эстетские измышления о том, что идей ность, связь с политикой, борьбы за об щественные идеалы будто бы снижает искусство. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой, Салтыков-Щедрин, До стоевский, Чехов, Горький — эти вели кие художники следовали один за другим; многие 'из них сосуществовали вместе. Это показывает, какой глубокий процесс раз вития происходил по существу в народной жизни России: при кажущейся стабильно сти общественного порядка новое рожда лось тут же, одно за другим. А что можно сказать о формалистском новаторстве? Ведь декаданс в Западной Европе насчитывает уже лет 80, а у нас в России более 50 лет. II не только топ чется на месте, а все более деградирует. Это особенно' наглядно в такой области искусства, как живопись. Трудно сказать, чтобы из так называемых «левых» ху дожников. которые появились после Ма тисса и Пикассо, чтобы хоть кто-нибудь из них что-нибудь прибавил к Пикассо и Матиссу. Эти художники уже несколько десятков лет остаются все в одном и том же кругу, — какое же это новаторство? Это старая, престарая школа. Отличие по следователей Матисса и Пикассо от родо начальников школы состоит в том. что последователи просто художественно не грамотны. Если их попросить изобразить натуру, они не сумеют этого сделать. Старому русскому реализму тоже при сущи были свои слабости. Главная сла бость его состояла в том, что и старый русский реализм не мог изобразить того положительного героя, который в реальной исторической действительности являлся положительным героем, ее завтрашним днем. Кдаме счастливцы мы, художники со ветского социалистического общества, ког да в вашей действительности реально су ществует новый советский человек, носи тель самой передовой всечеловеческой мо рали! Впервые из-под пера художника возник герой литературы, который являет ся подлинным героем жизни, творцом и созидателем коммунистического общества. Именно благодря этому обстоятельству наш социалистический реализм представ ляет собой полный органический спите.) реализма с революционной романтикой. Это совершенно новый реализм. Он откры вает новую главу в художественном раз витии человечества. Эти черты социалистического реализма обеспечивают ему возможность быть са мым мощным и прогрессивным реализмом. В нем утверждение новой морали органи чески слито с критикой всего отсталого, уродливого, что является пережитком ка питалистической морали. Советская литература в этом смысле является самой партийной и самой тен денциозной литературой. Но именно п о э т о м у она является самой свободной и полнокровной по существу и самой нова торской но форме. Она — законный наследник не только русской, но и западно-европейской и всей мировой классической литературы. Но она не только продолжатель, она зачинатель новой литературы нового мира. И в этом ее всемирное историческое значение. То, что я высказал сейчас, — это моя творческая точка зрения. Я не предлагаю это1как обязательную программу. Но пора, давным-давно пора серьезно ставить во просы теории нашей литературы, нашего дальнейшего развития. Товарищи! Десять месяцев прошло со времени постановления ЦК партии. Мы за это время стали гораздо богаче, умнее. Мы ясно видим и наши великие творческие цели, и нашего идейного противника. Мы должны развивать все то положи тельное, большое и величественное, что дал нам в руки наш великий народ, наше великое, единственное в мире государство, наши великие учителя Ленин и Сталин. Мы не можем итти вперед, если мы не ликвидируем до конца в нашей среде пе режитки того положения, 'которое было у нас до постановления Центрального Ко митета — взаимных амнистий, Ириятель- ских отношений, боязни критики -и само критики. Там, где критика и самокритика до сих пор не в почете, где еще сущест вуют пережитки приятельских отношений, там, — несмотря на то. что путь уже расчищен, что писать стало /легче, что новые кадры подходят, — там все еще существуют элементы аморфности, идей ной неясности, аполитичности. С этим, действительно, нора уже кон чать, товарищи! Можно не сомневаться, что под вдох новляющим руководством нашей славной коммунистической партии и великого Сталина мы создадим большую, всемирно- исторического значения литературу, кото рую ждет от нас наш прекрасный совет ский народ, все передовое человечество.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2